ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? (публикуется с сокращениями)

"Что есть Истина?"- спросил Пилат Того, Кто, если заявления христианской церкви хотя бы приблизительно правильны, должен был знать это. Но Он молчал. И правда, которую Он не разгласил, осталась нераскрытой для Его позднейших последователей, также как и для римского наместника. Молчание Учителя, однако, в этом и других случаях, не мешает Его современным последователям действовать так, словно они узнали эту саму Истину; а также игнорировать то, что им даны только те Слова Мудрости, что содержат лишь часть истины, скрытой в притчах и туманных, хотя и прекрасных, поговорках.

Подобная политика постепенно вела к догматизму и чрезмерным притязаниям. Догматизму в церквах, догматизму в науке, догматизму во всем. Возможные истины, смутно понятые в мире абстракций, подобно выведенным из наблюдений и эксперимента в мире материи, навязываются толпам профанов, слишком занятых, чтобы думать самостоятельно, под видом Божественного откровения и Научного авторитета. Но со времен Сократа до нашего века всеобщего отрицания стоит все тот же вопрос: находится ли такая вещь, как истина, в руках какой-либо группы или человека. Резонен ответ: "этого не может быть". Истина, тем более если она абсолютна, не может быть отнесена к какому бы то ни было объекту в мире столь ограниченном и обусловленном, как человек сам по себе. Но есть относительные истины, и мы должны извлечь из них все возможное.

В каждом веке были Мудрецы, которые, овладев абсолютными истинами, тем не менее могли учить лишь относительным. Ибо никому еще, рожденному в нашей расе, не приходилось, да и не под силу было бы, открыть целую и конечную истину другому человеку, так как каждый из нас должен найти это (для него) конечное знание в себе. Поскольку не может быть двух абсолютно одинаковых сознаний, каждое должно получить высшее озарение через себя самое, соответственно своей способности к этому, но не через чисто человеческое видение (восприятие). Величайший из существующих Адептов может открыть Вселенскую Истину лишь настолько, насколько ум того, кому он пытается выразить ее, может вместить, и не более. Сколько людей, столько мнений - бесмысленный трюизм. Солнце одно, но лучи его бесчисленны; и следствия будут полезными или вредными в соответствии с природой и строением объектов, которые они освещают. Полярность универсальна, но поляризатор находится в нашем собственном сознании. По мере того как наше сознание поднимается к абсолютной истине, мы, люди, воспринимаем ее более или менее абсолютно. Но человеческое сознание, опять же, только подсолнух на земле. Тоскуя по теплому лучу, растение может лишь повернуться к солнцу и двигаться по кругу вслед за недостижимым Светилом: корни же крепко держат его в почве, и половина его жизни находится в тени.

Все же каждый из нас может относительно доститичь солнца Истины даже на этой земле и впитать его самые теплые и прямые лучи, как бы ни изменились они после долгого прохождения через физические частицы в пространстве. Чтобы добиться этого, есть два метода. На физическом плане мы можем использовать наш ментальный перископ: анализируя свойство каждого луча, выбрать чистейший. На духовном плане для достижения солнца Истины мы должны в твердой решимости работать для развития нашей высшей природы (или природы души - А.Х.). Мы знаем, что, постепенно парализуя в себе аппетиты низшей личности и таким образом умервщляя голос чисто физиологического ума, - того ума, который зависит и неотделим от своего проводника или носителя, органического мозга,- животный человек в нас может создать пространство для духовного. И однажды поднявшись из дремлющего состояния, высшие духовные чувства и развиваются pari passu (пропорционально) с "божественным человеком". Это то, что великие Адепты, йоги на Востоке и мистики на Западе делали всегда и делают до сих пор.

Таким образом следует, что хотя "общая абстрактная истина есть наиболее ценное из всех благ" для многих из нас..., между тем, приходится удовлетвориться относительными истинами. По сути, мы в лучшем случае жалкая горстка смертных, находящихся в постоянном страхе перед лицом даже относительной истины - как бы она не поглотила нас и наши мелкие предрассудки вместе с нами. Что же касается абсолютной истины, то большинство из нас так же неспособно увидеть ее, как достичь Луны на велосипеде. Во-первых, потому что апсолютная истина так же неподвижна, как гора Магомета, которая отказалась беспокоиться ради пророчества, так что ему пришлось идти к ней самому. И мы должны следовать его примеру, если хотим приблизиться хотя бы на расстояние. Во-вторых, потому что царство истины не принадлежит этому миру, в то время как мы слишком привязаны к нему...

Теперь, поскольку истина - это многогранный драгоценный камень, все грани которого невозможно воспринять сразу; и поскольку, опять же, никакие два человека, как бы сильно они не желали распознать истину, не могут видеть даже одну из этих граней одинаково, что же можно сделать, чтобы помочь им постичь ее? И поскольку физический человек, ограниченный и сдерживаемый со всех сторон иллюзиями, не может достичь истины светом своих земных восприятий, мы говорим - развивайте свое внутреннее зрение. С тех пор как дельфийский Оракул сказал вопрошавшему: "Человек, познай себя", более великой и более важной истины не было преподано. Без такого восприятия человек останется навсегда слеп даже к относительной, не говоря уже об абсолютной, истине. Человек должен познать себя, т.е. приобрести внутренние чувства, которые никогда не обманывают, прежде чем он сможет овладеть какой-либо абслютной истиной. Абсолютная истина - это символ Вечности, а никакой конечный ум никогда не сможет уловить бесконечное, следовательно, никакая истина в своей полноте никогда не сможет снизойти к нему. Чтобы достичь состояния, в котором человек видит и чувствует ее, нам придется парализовать чувства внешнего плотского человека. Это трудная задача, могут сказать нам, и большинство, таким образом, несомненно предпочтут остаться удовлетворенными относительными истинами. Но чтобы приблизиться даже к земным истинам, требуется, прежде всего, любовь к истине ради нее самой, ибо в противном случае никакое осознание ее не последует. Но кто же любит истину в этом веке ради нее самой? Сколь многие из нас готовы к тому, чтобы искать, принять и следовать ей ради того общества, в котором все, что могло бы иметь успех, вынуждено строиться на внешней видимости, а не на реальности, на напористости, а не на действительной ценности? Мы полностью сознаем трудности на пути постижения истины. Прекрасная небесная дева нисходит только на благоприятную (для нее) почву - почву беспристрастного непредубежденного ума, озеренного чистым духовным сознанием; и оба - поистине редкие жители в цивилизованных странах. В наш век пара и электричества, когда человек живет с умопомрачительной скоростью, которая едва оставляет ему время для размышления, он обычно позволяет нести себя от колыбели до могилы, прикованным к прокрустову ложу обычаев и условностей. Сейчас условность - чистая и простая - это врожденная ЛОЖЬ, поскольку в каждом случае это "симуляция чувств согласно принятому стандарту" (определение Ф.У.Робертсона); а где есть какая бы то ни было симуляция, там нет и не может быть никакой истины. Глубина замечания, сделанного Байроном, что "истина - это драгоценность, сокрытая на великой глубине; в то время как на поверхности этого мира все взвешивается на фальшивых весах обычая", лучше всех известна тем, кто вынужден жить в удушающей атмосфере такой общественной условности и кто, даже когда хочет и стремится узнать, не осмеливается принять истин, которых они страстно желают, из-за страха перед жестоким Молохом, называемым Обществом.

Оглянитесь вокруг, читатель; изучите отчеты, оставленные всемирно известными путешественниками, вспомните наблюдения писателей- мыслителей, данные науки и статистики. Нарисуйте картину современного общества, современной политики, современной религии и современной жизни вообще перед своим внутренним взором. Вспомните пути и обычаи каждой культурной расы и нации под Солнцем. Понаблюдайте за делами и нравственной позицией людей в цивилизованных центрах Европы, Америки и даже Дальнего Востока и колоний , повсюду, куда белый человек занес "выгоды" так называемой цивилизации. А теперь, обозрев все это, остановитесь и поразмыслите, а затем назовите, если сможете, ту благословенную Эльдорадо, то исключительное место на земном шаре, где ПРАВДА - почетный гость, а ложь и притворство - подвергаемые остракизму изгнанники? ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ. НИКТО другой тоже не сможет, если(только) он не готов и не решился внести свою лепту в массу фальши, которая является верховным владыкой в любой области национальной и общественной жизни.

САМОСТЬ, первенец Невежества и плод учения, согласно которому для каждого новорожденного ребенка "создается" новая душа, отдельная и отличная от Вселенской души, - эта Самость есть непреодолимая стена между личным Я и Истиной. Это плодовитая мать всех человеческих пороков, Лжи, рождаемой от необходимости притворяться, и Лицемерия - отжелания скрыть под маской Ложь. Это плесень, растущая и набирающая с возрастом силу в каждом человеческом сердце, в котором она уже поглотила все лучшие чувства. Самость убивает каждый благородный порыв в нашей природе и есть единственное божество, не боящееся вероломства или дезертирства своих почитателей. Следовательно, мы видим ее верховным владыкой в мире и в так называемом светстком обществе. Как результат, мы живем, движемся и существуем в этом боге тьмы под его тройственным аспектом Притворства, Обмана и Фальши, называемым РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТЬЮ.

Это Правда и Факт или это клевета? Сверните на любой путь, какой пожелаете, и вы найдете в каждой нации, как и в каждой личности от вершины социальной лестницы до дна хитрость и лицемерие за работой во имя милого Себя. Но нации с молчаливого согласия решили, что эгоистические мотивы в политике будут называться "благородными национальными мотивами, патриотизмом" и т.д.; а гражданин рассматривает их в семейном кругу как "семейную добродетель". Тем не менее, Самость, порождает ли она желание увеличить территорию или преуспеть в коммерции за счет своих соседей, никогда не может считаться добродетелью. Мы видим сладкоречивый ОБМАН и ГРУБУЮ СИЛУ - Jachin и Boaz каждого Международного Храма Соломона - называемыми Дипломатией, а мы зовем их настоящим именем...

Не только в одной политике обычай и эгоизм согласились называть хитрость и ложь добродетелью и вознаграждать того, кто лжет, лучшим общественным положением. Каждый класс Общества живет на ЛЖИ и развалится на части без нее. Культурная, Бого- и Законо- боязненная аристократия, любя запретный плод так же, как и любой плебей, вынуждена лгать с утра до вечера, чтобы скрыть то, что удобно именовать ее "маленькими грешками", но с точки зрения ИСТИНЫ есть явная безнравственность. Общество средних классов изъедено фальшивыми улыбками, фальшивыми речами и взаимным предательством. Ибо религия большинства стала тонким мишурным покрывалом, наброшенным на труп духовной веры. Хозяин ходит в церковь, чтобы обмануть своих слуг; голодный викарий - проповедующий то, во что он утратил веру - обманывает своего епископа; епископ - своего Бога... Даже наука, бывшая прежде якорем спасения Истины, перестала быть храмом голого факта. Можно сказать, что ученые борются теперь с человеком только для того, чтобы навязать своим коллегам и обществу принятие какого-то личного увлечения, какой-то новомодной теории, которая покроет славой их имена и репутации. Ученый в наше время так же готов скрывать противоречащие современным научным гипотезам свидетельства, как миссонер в языческой стране или проповедник у себя дома готов убеждать своих прихожан, что современная геология - это ложь, а эволюци лишь тщета и суета духа.

Таково действительное положение дел в 1888г...

Резюмируя идею об абсолютной и относительной истине, мы можем только повторитьто, что сказано прежде. Вне определенного высокого духовного и благородного состояния ума, когда человек един со ВСЕЛЕНСКИМ РАЗУМОМ - он ничего не может получить на земле, кроме относительной истины, или истин из любых философий и религий. Выйди даже богиня... она не могла бы дать человеку больше, чем он в состоянии воспринять. Тем не менее, каждый может сидеть возле... колодца - имя которому ЗНАНИЕ - вгдядываться в его глубину в надежде увидеть хотя бы отражение прекрасного образа истины в темных водах...

"ЛЮЦИФЕР", февраль 1888г.

Hosted by uCoz