Глава 8. Созидательные Иерархии и Мировой Разум

Наблюдения за живыми существами физического мира показывают, что каждое внешнее их движение, действие, будь-то волевое или механическое, органическое или умственное производится и предваряется внутренним чувством или эмоцией, волею или желанием, мыслью или умом, или просто инстинктом (накопленным опытом данного сознания в какой-то форме). Точно так же и во внешней или проявленной Вселенной, которая устремлена духовно изнутри наружу. Весь Космос руководим, контролируем и одушевляем почти бесконечными сериями Иерерхий сознательных духовных существ, каждая из которых имеет предназначенную миссию. Дадим ли мы то или иное наименование, назовем ли мы их Дхиан-Коганами или Космическими Сущностями, но они суть Вестники лишь в том смысле, что являются посредниками космических законов.

Они отличаются в своих собственных ступенях сознания и разума. Каждое из этих существ или было человеком в предыдущей Манвантаре или готовится стать им. Они есть усовершенствованные люди или космические разумные существа, когда они не являются в зачаточном состоянии; и в своих высших, менее материальных сферах они отличаются морально от земных человеческих существ лишь в том, что лишены чувства самости и человеческой эмоциональной природы - двух чисто земных характеристик. Первые, или "усовершенствованные", освободились от этих чувств, потому что они не имеют плотских тел - постоянно отежеляющих душу и их чистый духовный элемент стал свободным. Они менее подвержены влиянию Майи, нежели это когда-либо будет возможным для человека, если он только не станет Адептом, который держит свои две личности - духовную и физическую - совершенно разъединенными. Никто из этих Существ не имеет индивидуальности в смысле придаваемым этому человеком, когда он говорит: "Я есмь сам и никто другой". Они не осознают такой определенной разъединенности, какая существует среди людей на Земле. Индивидуальность есть характерный признак их соответственных Иерархий, но не отдельных единиц; и признаки эти отличаются только при переходе от более низкой ступени плана, к которому они принадлежат (чем ближе к области однородности или единому духовному плану КВС, тем чище и менее подчеркнута индивидуальность в Иерархии). Они предельны во всех отношениях, исключая свои высшие принципы. Они суть "Живые Существа", ибо они есть реки, истекающие из Абсолютной Жизни и отраженных на космическом плане Иллюзии. Они не "помогающие" и не "охраняющие Ангелы", также они не Представители Наивысшего; еще менее "Вестники гнева" какого-либо Бога, созданного человеческой фантазией. Прибегать к их защите также глупо, как и верить, что их симпатия может быть обеспечена какими-либо жертвоприношениями, ибо они также, как и сам человек, создания непреложного Космического Закона. Причина этого очевидна. Не имея элемента личности в своей сущности, они не могут иметь личных качеств подобных тем, которыми в религиях люди наделяют своего антропоморфического Бога. Человек, будучи сложен с помощью некоторых из сущностей "Небесных Иерархий", может стать в определенном отношении выше отдельных Иерархий и ступеней или даже комбинаций их. Сказано, что "человек не может ни умилостивить ни приказать Дэвам" (Божествам). Но подавляя сознательно свою низшую личность с его желаниями и благодаря этому достигая знания неделимости свое высшего Я от Единого Абсолютного Я, человек может даже в течение своей земной жизни стать "как один из нас".

Главной трудностью, не допускающей ученым уверовать в существование космических духовных Существ, так же как и духов Природы, является их материалистическое мировоззрение и неразвитость духовного сознания. От принятия или отвержения теории Единства всего Сущего в Природе в ее ультимативной или духовной сущности и зависит, главным образом, вера или неверие в существование вокруг нас других сознательных существ, кроме "духов" умерших людей. Именно в правильном понимании изначальной эволюции духа-материи в ее истинной сущности зиждется дальнейшее озарение ума изучающего оккультную Космогонию и нахождение им верного ключа для последующих познаваний. Каждый так называемый "дух" есть развоплощенный или будущий человек. Ибо от высшего Дхиан-Когана до последнего сознательного Строителя из низшего класса духовных сущностей - все они являются людьми, жившими эоны лет тому назад в других Манвантарах на различных планетных цепях. Также и низшие элементалы, эти Силы природы, полуразумные и неразумные, суть будущие люди. Один только факт, что какой-либо "дух" озарен разумом, является доказательством, что это существо было человеком и приобрело свое знание и разум на протяжении человеческого цикла. Во Вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение, и оно трепещет в каждом атоме, малейшей точке Космоса, который люди называют Пространством, рассматривая его независимо от всего содержимого в нем. Но первая дифференциация его отражается в проявленном Мире чисто духовная и существа, зарожденные в ней одарены первичным сознанием, которое мало имеет отношение к тому сознанию, которое мы себе представляем. Они не могут иметь человеческого сознания и разума, прежде чем не приобретут его лично и индивидуально в циклах Эволюции.

Весь порядок Природы свидетельствует о прогрессивном продвижении в направлении к Высшей жизни. План намечен в действиях самых, казалось бы, слепых сил. Весь эволюционный процесс с его бесконечными адаптациями к условиям среды является доказательством этому. Но в действительности "бессознательная природа" есть совокупность сил, которыми орудуют полуразумные существа в их эфирных мирах и направляемые высшими планетарными духовными Существами, совокупность которых образует Глагол непроявленного Логоса и составляют одновременно Разум Космоса и его Непреложный Закон. Природа, взятая в отвлеченном смысле, не может быть "бессознательной", ибо она есть результат эволюции абсолютного Сознания, заключенного в Ядре КВС и является одним из аспектов проявленного плана Вселенной.

Что касается Мирового Разума, то он, как и конечный человеческий ум, может иметь два признака или двойственную мощь - один произвольный и сознательный, другой непроизвольный и бессознательный или механическая сила. Чтобы согласовать трудности многих теистических и атеистических предложений, обе эти мощи суть философская необходимость. Возможность первого или произвольного сознательного признака по отношению к бесконечному Разуму, несмотря на утверждение всех Эго во всем существующем мире, навсегда останется лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это есть научный факт. Высочайший планетный Дух также невежественен относительно первого, как и Адепты и гипотеза эта остается таковой даже в нирване - это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Возьмем человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: главный мозг с его двумя полушариями в передней части головы - источник волевых нервов; и мозжечок, помещающийся в задней части черепа - фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками бессознательных или механических сил ума для действия. И как бы не был слаб и неуверен контроль человека над его непроизвольными выявлениями, подобно кровообращению, сердцебиению, дыханию, в особенности во время сна, тем не менее, на сколько могущественнее и потенциальнее проявляется человек как владыка и повелитель слепого молекулярного движения - законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены феноменальнами силами Адепта и даже просто йога), нежели то, что люди называют Богом, проявляется над неизменными законами Природы. В противоположность конечному, "бесконечный разум", который именуется лишь условно, ибо он называется бесконечной Силой, проявляет лишь функцией своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается лишь гипотезой, выводимой из каббалистической теории (правильной во всех других отношениях), что Макрокосм есть прототип Микрокосма. Насколько знают Адепты (подтверждение этого современной наукой принимается мало в расчет) и насколько Высшие планетные Духи подтвердили это, бесконечный Разум являет им, также как и Адептам, не более, нежели точное и бессознательное биение вечного и общего пульса Природы на протяжении мириадов миров в пределах, также и вне первичного покрова нашей Солнечной системы.

В пределах и до крайних границ, до самого предела космического покрова (6-го плана КВС) Адепты знают достоверность этих фактов благодаря личным опытам. Что касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, Адепты обязаны планетным Духам. Конечно, это может быть рассматриваемо как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, которые скорее предпочтут считать даже планетных Богов "заблуждающимися", бесплотными философами, нежели допустят очевидность факта. Пусть будет так. "Каждый человек властелин своей мудрости", гласит тибетская пословица, и он свободен почтить либо унизить своего раба. Тем не менее, стоит продолжить для пользы тех, которые все же смогут схватить объяснения проблемы и понять ее разрешение.

Существует особая способность непроизвольной мощи бесконечного Разума, которого никто и никогда не подумал бы назвать Богом, вечно вливать субъективную материю в объективные атомы (запомним, что эти два прилагательных употреблены лишь в относительном смысле) или космическую материю для того, чтобы развиться впоследствии в формы. И это таже самая непроизвольная механическая сила, которую мы видим такой напряженно-деятельной во всех определенных законах природы, которая управляет и контролирует то, что называется Вселенной или Космосом. Были и есть философы, которые доказали бы существование Творца из движения. Оккультизм говорит и утверждает, что это движение - вечное мировое движение, которое никогда не прекращается и не увеличивает свою скорость даже во время перерывов между Пралайями, но продолжается подобно мельнице, приводимой в движение несмотря на то, есть ли что молоть или нет (так как Пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае не уничтожение космической материи или плазмы КВС, которая вечна), мы говорим, что это непрестанное движение и есть единое, вечное Божество, которое мы в состоянии признать. Рассматривать Бога как разумного Духа и в тоже время признавать его абсолютную нематериальность - значит представить себе бессмыслицу, абсолютную пустоту. Рассматривать Бога как Существо, как Эго и укрыть его разум под спудом по каким-то таинственным причинам есть самая законченная нелепость; наградить его разумом перед лицом слепого, грубого Зла, значит делать из него врага - коварного Бога, Существо, хотя бы и гигантское, заполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность, конечно - Божество Моисеева Закона. "Небытие" и простой принцип приводит некоторых непосредственно к буддийскому атеизму или ведическому примитивному Акосмизму. Что лежит по ту сторону и вне миров форм и существ, в мирах и сферах в их наиболее одухотворенных состояниях совершенно бесполезно искать непосвященным. Адепты и Бодхисатвы проникали в тонком теле за нашу Солнечную систему и знают о существовании других подобных систем, и что лежит в пределах миров и систем не в транс-, но скорее в цис-бесконечности, в состоянии чистейшей нематериальности. Люди свободны поместить в эту "пустоту" разумные и производительные силы, их Божества, если они смогут представить себе нечто подобное. Оккультизм утверждает что сия "пустота" может быть заполнена генетикой Абсолюта.

А пока скажем, что обусловленное духом-генетикой движение управляет законами Природы. Она управляет ими как механический импульс данный текущей воде, который будет двигать ее вдоль правильной линии или же вдоль сотен боковых борозд, которые ей случится встретить на своем пути, безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или каналами искуственно приготовленными рукою человека. Оккультизм утверждает, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высоко одухотворенной форме, там нет места для морального управления, еще менее для морального Правителя - Существа, которое в то же самое время не лишено формы и не занимает пространства! Воистину, если свет сиял во тьме и тьма не знала его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это яснее и полно смысла для того, кто может сказать, что свет еще менее способен понять тьму и никогда не сможет узнать ее, ибо проникая во тьму, свет убивает ее, уничтожает мгновенно. Чистый и все же имеющий волю Дух есть абсурд для произвольного ума. Следствие организма не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный из ничего, еще большее заблуждение. Если нас спросят: "Откуда тогда неизменные законы - они не могут создать сами себя?" - Тогда, в свою очередь, мы спросим: "Откуда их предполагаемый создатель?". Создатель не может создать или сделать себя, если мозг не создался, ибо это будет утверждением, что мозг действовал ранее своего существования; как может разум, проявление организованного мозга, действовать ранее возникновения своего творца? Все это напоминает дискуссию из-за Старшинства. Современные доктрины слишком расходятся с их теориями, потому мы лучше откажемся от этой темы и скажем о другом.

Пусть люди изучат законы и доктрины непальских Свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии. И они найдут их более учеными. Их пластичная, невидимая, вечная, вездесущая, бессознательная Свабхават есть Сила или Движение, вечно порождающая свое электричество, которое есть жизнь. Да, существует Сила такая же беспредельная, такая же мощная, как и мысль, как безграничная воля, такая же проникающая, как субстанция жизни, и так невообразимо ужасная в своей разрывной силе, если бы она была употреблена как рычаг, она могла потрясти мир до самого ценра, но эта сила не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле когда это необходимо. Оглянувшись вокруг себя и посмотрев на мириады проявлений жизни, так бесконечно многообразны жизни в движении и изменяемости. Что причиною этому? Из какого неисчерпанного источника произошли они, каким посредством? Из невидимого и субъективного они вышли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного. Дети Акаши, конкретные эволюции эфира. Сила выявила их к познаваемости и Сила со временем уберет их с поля зрения человека. Почему одно растение, скажем, произросло в таком виде, а другое совершенно в ином? Не есть ли это следствия различных действий Силы - несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всем мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы. Бесконечное многообразие, которое преобладает, обязано движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием. Трудность объяснения факта, что "неразумные Силы могут произвести высокоразвитые существа как мы сами", покрывается вечным прогрессом циклов и процессом эволюции, в вечном движении совершенствующей свою работу. Представления материи и духа, как совершенно отличных и обоих вечных, конечно, никогда не могли быть в наших головах, как бы мало мы не знали о них, ибо это одна из элементарных и фундаментальных доктрин Оккультизма, что двое есть одно и отличны лишь в относительных проявлениях и только в ограниченном познавании чувственного мира.

Итак, будучи далеко не "лишенными философской широты" оккультные доктрины показывают лишь единый принцип в природе - дух-материя или материя-дух, третий есть ультимативный Абсолют, который теряется перед духовным прозрением даже планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы Веданты, есть единственная Реальность, все остальное - лишь Майя, ибо ни одно из подобных Протею проявлений духа и материи или Пуруши и Пракрити, не рассматривались когда-либо в другом свете, нежели как временное заблуждение чувств. В книге "Кin-tе" дух назван неультмативной сублимацией материи, а материя кристаллизацией духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, нежели в простейшем феномене льда, воды и пара и конечное рассеяние последнего. Феномен этот в обратной последовательности проявления называется духом падающим в зарождение или материю. Эта троица, превращающая в Единство - доктрина такая же древняя, как мир мысли, была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили ее в Отца или зарождающегося духа, Сына или материю-человека и в Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника - идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта.

Hosted by uCoz