Глава 9. Основные положения оккультной философии (Тайная Доктрина)

Накопленная мудрость веков и ее изумительная космогония учат, что Основной закон этой системы знаний состоит в утверждении наличия существования единой начальной Причины, единой духовной Субстанции-Принципа. Она называется так, ибо становится "Субстанцией" на плане проявленной Вселенной и при этом остается "Принципом" в видимом и невидимом Пространстве нашей Вселенной, заполненном прегенетической основой материи или плазмой. Это есть вездесущая Реальность, безличная, ибо заключает все и вся. Ее безличие является основным представлением в этой системе знаний. Она латентна в каждом атоме Вселенной, сама же Вселенная есть переодическое проявление этой Реальности, называемой в Теософии духом или генетикой Абсолюта.

Эзотерическая философия (Тайная Доктрина) устанавливает три основных фундаментальных положения:

I. Вездесущный, вечный и непреложный Принцип вне уровня и достижения наших чувств, но не мысли и описуем.

Существует лишь Единая Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. Хотя это скорее Бытийность. Эту Бытийность символизируют два аспекта. С одной стороны - Абсолютное Абстрактное Пространство, представляющее чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может изъять из своего мироощущения, ни представить его, как само по себе; с другой стороны - Абсолютное Абстрактное Движение, которое символизируется термином "Великое Дыхание". Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть эта метафизическая Единая Бытийность. Пространство представлено в КВС космической субстанцией, являющейся субстратом материи или плазмой, которая при возбуждении каким-либо источником является энергией. "Великое Дыхание" в этой субстанции порождает материю, так что дух и материя должны рассматриваться не как независимые реальности, но как два аспекта, составляющих основу обусловленного Бытия, субъективного, либо объективного. Поэтому проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью ее проявленного существования.

Единая Реальность есть также область Абсолютного Сознания или монадических структур запоминающих Э/О. Рассматривая эту метафизическую триаду как Корень, из которого исходит все проявленное, Великое Дыхание принимает характер Космической Мыслеосновы. Противоположение двух аспектов Бытия необходимо для существования проявленной Вселенной. Независимо от космической субстанции космическая Мыслеоснова не могла бы проявляться как индивидуальное сознание или элементарной монадой, ибо последняя развивается как "Я есмь Я" только через проводник или Упадхи. В свою очередь, отделенная от космической Мыслеосновы, космическая субстанция осталась бы пустой отвлеченностью и никакое сознание не могло бы произойти. Материальный Космос строится и одушевляется Созидательными Иерархиями духовных существ под руководством Дхиан-Коганов согласно Законов или идей существующих в Космической Мыслеоснове или генетических структурах Абсолюта через посредство того, что связывает дух или генетику с материей. Это нечто Оккультизм называет Единой Формой Бытия или Ади-Буддхи - мистической разлитой по всему Миру субстанции.

3. Они (учения) признают коллективного "Творца" нашей Вселенной, Демиурга в смысле употребляемом, когда говорится о "Зодчем" как о "творце здания", тогда как этот Зодчий никогда не дотронулся ни до единого камня его, но начертав план, предоставил всю ручную работу строителям. В нашем случае план был представлен Представлением (мыслеосновой) или генетическим материалом Абсолюта, а строительный труд был предоставлен множествам Иерархий духовных существ или разумным и полуразумным Силам Космоса. И этот Демиург не есть личное Божество - то есть внекосмический Бог, но лишь совокупность Дхиан-Коганов, Руководителей высших миров и прочих сил.

4. Дхиан-Коганы двоичны по своей природе; будучи составлены из а) неразумной грубой энергии, присущей материи и б) разумной души или Космического сознания, направляющего и руководящего этой энергией; это и есть Дхиан-Коганическая Мысль, отражающая представление генетики Абсолюта о развитии КВС на предстоящие Манвантары. Результатом этого является постоянное чередование проявлений жизни через материю.

Итак, существует Единая Реальность, являющаяся Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно. Эта Реальность представлена:

а) духоматерией (Пуруша-Пракрити);

б) космической Мыслеосновой (Махат или Разум), космическим Нуменом (Идеей) материи, основой разумных проявлений природы и в Природе, называемой так же Маха-Буддхи или Всемирной Душой;

в) локально - безличными Логосами, в философии Логосами непроявленными, предтечами проявленного, представляющие собой различные монадические структуры Абсолюта.

С точки зрения метафизики данная классификация принята ради удобства, нежели отвечающая философской точности. При начале Махаманвантары Единый, Вечный (принцип) или генетика возбуждает Ади-Буддхи и проявляется как Логос, который равнозначен "бессознательному Вселенскому разуму". Возбужденная субстанция Ади-Буддхи локализуется, фокусируясь вокруг бесчисленных лайя-центров генетики исходящей из ядра Вселенной или Абсолюта и образует духоматерию. Последняя является основою объективной стороны вещей - основою всей объективной эволюции и всего Космогенезиса. Слово "Логос" в Оккультизме обозначает какую-нибудь генетическую структуру, посредством которой осуществляется передача скрытой мысли или изображения в объективность (как в фотографии). Логос есть зеркало, отражающее космический разум-генетику. Проявленная Вселенная же является зеркалом Логоса, хотя последний есть сущность этой Вселенной. Поскольку наша Вселенная состоит из семи Великих Сфер, то Логос Космоса также семеричен, то есть проявляется как семь Логосов под семью различными формами-состояниями.

Далее Тайная Доктрина утверждает:

II. Вечность Вселенной в целом как беспредельный план (проекция); периодически - "ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих" в течение манвантарных циклов. Это второе утверждение относится к абсолютной всемирности этого закона периодичности, прилива и отлива, нарастания и убыли, усмотренного и рекордированного физической наукой во всех отделах Природы. Чередование Дня и Ночи, Жизни и Смерти, Сна и Бодрствования является таким общеизвестным, таким абсолютно всемирным и без исключения фактом, что в нем мы видим один из наиболее абсолютных Законов Вселенной.

Кроме того, Тайная Доктрина учит:

III. Основной тождественности всех душ с Всемирной Душой или Ядром Вселенной, этим коренным началом Мирового вещества; и обязательному странствованию для каждой души - искры Превышней Души - через Цикл воплощений, или Необходимости, согласно Закону Циклов и Кармы, на протяжении всего срока. Другими словами, ни одна чисто духовная душа не может иметь независимого сознательного существования, прежде чем а) не пройдет через начальные формы феноменального Мира этой Манвантары и б) не обретет индивидуальности; сначала в силу врожденного импульса, а затем посредством личных усилий, контролируемых ее кармою, подымаясь таким образом через все степени разума, от элементального, минерального и растительного до высшего сознания Дхиани-Будды.

В дополнение к Основным положениям Учения приведем несколько оккультных афоризмов, представляющих выдержки из Восточных частных Комментариев бывших до 1875 года тайными.

XVII. Первоначальное Бытие, при первых Сумерках Рассвета Махаманвантары есть СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДУХОВНОЕ СВОЙСТВО. В проявленных Мирах (Солнечных системах) оно в своей Объективной Субъективности, подобно облаку Божественного Дыхания для глаза ясновидца в состоянии экстаза. Исходя из Лайя (Нирваническое состояние Седьмого принципа Вселенной) оно распространяется в Беспредельности наподобие бесцветного духовного флюида. Оно находится на Седьмом плане в своем седьмом состоянии.

XVIII. Для НАШЕГО духовного зрения оно является Субстанцией. Оно не может быть названо так человеком в его бодрствующем состоянии; потому в своем неведении они назвали это - "Бог-Дух".

XIX. Субстанция эта существует везде и образует первый Упадхи (Основание), на котором наш Мир построен. Вне последнего она находится в своей девственной чистоте только между Мирами, уже оформленными или формирующимися. Те же, которые еще в Лайя, покоятся пока в лоне ее. Так как Субстанция эта иного рода, нежели известная на Земле, то и обитатели последней, видя ЧЕРЕЗ НЕЕ, думают в иллюзии и в невежестве своем, что Пространство пусто. Но во всей Беспредельной Вселенной не существует пустого Пространства и в толщину пальца (ангула)...

XX. Материя семерична внутри нашего Мира так же, как и за пределами его. Более того, каждое из состояний подразделяется на семь степеней плотности. Сурья (Солнце) в своем видимом отражении есть первое, или низшее состояние седьмого, высшего состояния Вселенского Присутствия, чистейшего из чистейших, первично проявленного Дыхания Вечно Непроявленного Сат (Бытийности). Все центральные физические или объективные Солнца в своей субстанции являют низшее состояние первичного принципа Дыхания. Так же все они не более нежели Отражения своих Первоначал, скрытых от зрения всех, исключая Дхиан-Коганов, субстанция тел которых принадлежит пятому подразделению седьмого принципа Материи-Субстанции (Флогистон) и потому она на четыре степени выше, нежели отображенная Солнечная субстанция. Так же существуют семь Дхату (главные элементы в человеческом теле), так же имеются и семь сил в Человеке и во всей Природе.

XXI. Истинная субстанция Сокрытого (Солнца) есть ядро Субстанции-Матери. Это есть Сердце и Утроба всех жизненных и существующих Сил в нашей Солнечной системе. Это есть ядро, откуда исходят для распространения в своем круговращательном странствовании все Силы, которые, исполняя свои функциональные обязанности, устремляют Атомы в движение, и это фокус, в котором они вновь встречаются в своей Седьмой сущности каждый одиннадцатый год.

XXIII. Именно в силу его семеричной природы древние говорили о Солнцах как о везомом семью конями, числом размером стихов в Ведах; или, что хотя оно и тождественно семи Ганам (Класс духовных Существ) в своей сфере, оно отличается от них - истинно так; также, что оно имеет Семь Лучей, ибо, истинно, оно имеет их...

XXV. Семь Существ в Солнце суть Семь Пресвятых Саморожденных из мощи, присущей Утробе Матери-Субстанции. Именно они посылают семь главных Сил, называемых Лучами, которые при начале Пралайи сосредоточатся в семи новых Солнцах для следующей Манвантары. Энергия, из которой они возникают в сознательное существование в каждом Солнце, есть то, что люди называют Вишну, что есть Дыхание Абсолюта. Мы называем это Единой Проявленной Жизнью, которая сама есть отражение Абсолюта...

XXVII. Первое - Начальное Существование - которое, пока оно находится в этом состоянии Бытия, может быть названо ЕДИНОЮ ЖИЗНЬЮ, есть как уже объяснено, тончайшая фильма для творческих и формировочных целей. Они проявляются в семи состояниях, которые с их семиричными подразделениями образуют Сорок девять Огней, упомянутых в священных книгах...

XXIX. Первое есть ... "Матерь" (Prima materia). Разъединившись на свои первичные семь состояний, она продолжает нисходить циклами; когда же она уплотнилась в своем ПОСЛЕДНЕМ принципе как ГРУБАЯ МАТЕРИЯ, она начинает вращаться вокруг себя и оживляет седьмою эманацией последнего первый и низший элемент (змий закусывающий свой хвост). В Иерархии или в порядке Бытия седьмой эманацией ее последнего принципа является:

а) в минерале - искра, которая сокрыта в нем и вызывается к мимолетному бытию через положительное, пробуждающее отрицательное ...

б) в растении она есть та жизненная и разумная Сила, которая одушевляет семя и развивает его в травинку или же корень и росток. Именно зародыш становится Упадхи семи принципов предмета, которому он присущ, выявляя их по мере того, как последний растет и развивается.

в) в каждом животном оно совершает то же самое. Она есть его Жизненный Принцип и жизненная сила; его инстинкт и свойства; его характерные признаки и особые идиосинкразии ...

г) человеку она дает все, чем одаряет и все остальные единицы в Природе. Но кроме того, развивает в нем отражение всех ее "Сорока девяти Огней". Каждый из семи принципов человека - полный наследник и соучастник семи принципов "Великой Матери". Дыхание ее первого принципа есть его дух (Атма). Ее второй принцип есть Буддхи (Душа). Мы ошибочно называем его седьмым принципом. Третий доставляет ему Мозговое вещество на физическом плане и Разум, движущий им согласно его органическим способностям.

д) она есть направляющая Сила в космических и земных Элементах. Она пребывает в Огне, вызванном из его скрытого бытия в деятельное существование; ибо все семь подразделений ... пребывают в земном Огне; она вращается в ветре, дует в урагане и приводит в движение воздух, элемент которого участвует также в одном из ее принципов. Продвигаясь в Круговращении, она регулирует движение вод, притягивает и отталкивает волны согласно точным законам, оживляющей душою которых является седьмой принцип.

е) ее четыре высших принципа заключают зародыш, развивающийся в Космических Богов; ее три низших зарождают жизни Элементов (Элементалов).

ж) в нашем Солнечном Мире Единое Существование есть Небо и Земля, Корень и Цветок, Действие и Мысль. Оно в Солнце, так же как и в светляке. Ни один атом не может избежать его. Поэтому древние Мудрецы мудро назвали это проявление Божества в Природе".

Hosted by uCoz