Глава 6. Жизнь, Сила или тяготение

Наука явила новый лик в последние столетия, но тяготение осталось, будучи обязанным своей жизнью новым комбинациям, после того как старые почти покончили с ним. Оно может хорошо отвечать научным гипотезам, но вопрос в том, так же ли хорошо отвечает оно истине и представляет ли собой факт в природе? Притяжение само по себе недостаточно для объяснения каждого планетного движения; как же тогда может оно претендовать на объяснение вращательного движения в беспредельностях пространства? Притяжение одно никогда не заменит всех пробелов, если только не будет допущен особый импульс для каждого звездного тела и доказано, что вращение каждой планеты с ее спутниками обязано одной причине в соединении с притяжением. Наука когда-нибудь должна будет назвать эту причину.

Века назад Оккультизм назвал ее, так же как и все древние философы; но все подобные верования объявлены наукой суевериями. Внекосмический Бог теологов к тому же всякую возможность веры в интракосмические разумные Силы; тем не менее, кто или что является первоначальным "двигателем" в этом движении? Если когда-либо теория Солнечной силы как первоначальной причины всей жизни на Земле и всего движения на небесах будет признана и если другая, гораздо более смелая теория, теория Гершеля о некоторых организмах в Солнце, будет принята как временная гипотеза, то оккультные учения будут оправданы, и будет доказано, что Эзотерическая аллегория опередила современную науку вероятно на тысячи лет, ибо таковы архаические Учения. Мартанда (Солнце) сторожит и угрожает своим семи братьям планетам, не покидая центрального положения, в которую он сослан Матерью Адити. Коментарии (см. Станцу IV.Книги Дзи-ан) говорят: "Он преследует их , медленно вращаясь вокруг себя... следуя издалека по направлению, в котором движутся его братья, по пути, который окружает их дома" - или по орбите.

Флюиды или эманации Солнца, его семиричного Логоса, порождают все движения и пробуждают все к жизни в Солнечной системе. Это есть притяжение и отталкивание, но не так, как принято современными физиками, или согласно закону тяготения, но в согласованности с законами манвантарического движения, удуманого от времени ранней Сандхья Зари нового строительства и высшего преобразования системы. Эти законы непреложны, но движение всех тел - движение которых различно и изменяется с каждой меньшей кальпою - регулируется Двигателями, Разумами, пребывающими в Душе Космоса. Так ли уже неправы оккультисты, веруя во все это? Вот большой ученый, который, говоря о жизненном электричестве, употребляет язык гораздо более близкий Оккультизму, нежели современной материалистической мысли. Сошлемся на статьи "Источник теплоты" Роберта Хента, который, говоря о блистающей оболочке Солнца и ее "странной видимости, как бы из сгустков" высказывает следующее:

"Араго предложил назвать эту оболочку фотосферою, это наименование сейчас принято всеми. Гершель-старший сравнил поверхность этой сферы с перламутром... Насмит открыл более замечательное состояние, чем все те, которые раньше подозревались... чечевицеобразные странные фигуры... наподобие "листьев ивы"... различного размера... и не сгруппированные в порядке... пересекающиеся во всех направлениях... и в неправильном движении между собою... Видно, как они приближаются и отходят друг от друга и иногда принимают новые углообразные положения, так что видимость... была уподоблена густой стае рыб, на которые они действительно похожи своею формою... Размер этих фигур дает величественное представление о гигантском масштабе, в котором физические действия происходят в Солнце. Они не могут иметь менее тысячу миль в длину и от двухсот до трехсот миль в ширину. Наиболее вероятное из высказанных предположений относительно этих листообразных фигур то, что фотосфера (также и центральная масса, как это будет найдено, или, вернее, центр отражения) представляет собой огромный океан газообразной материи... в состоянии напряженного накаления и что они суть перспективные выбрасывания полос пламени".

Солнечные "пламена", видимые посредством телескопов, суть отражения, говорит Оккультизм. И вот, что говорят по этому поводу оккультисты.

"Чем бы они не были (эти полосы пламени), очевидно, что они являются непосредственными источниками солнечного тепла и света. Здесь мы имеем окружающую оболочку фотогенической материи (эта "материя" подобна отражению в зеркале пламени, исходящему от фотогенической светильни), которая совершает маятникообразные движения с мощными энергиями и, сообщая свое движение эфирной среде в звездном пространстве, производит теплоту и свет в дальних мирах. Мы сказали, что эти формы сравнивались с некоторыми организмами, и Гершель говорит: "хотя будет слишком дерзновенно говорить о подобных организмах как обладающими жизнью (почему нет?), все же мы не знаем, свойственно ли жизненному действию развитие тепла, света, электричества"...Может ли это быть, что в этой тонкой мысли заключена истина? Может ли пульсация жизненной материи в центральном Солнце нашей системы быть источником всей той жизни, которая покрывает Землю и, без сомнения, распространяется и на другие планеты, для которых Солнце является могущественным Управителем?"

Оккультизм отвечает утвердительно на эти вопросы, и наука когда-нибудь признает истину этого.

Р.Хент пишет:

"Но, рассматривая Жизнь - Жизненную силу - как мощь гораздо более возвышенную, нежели свет, тепло или электричество, и в действительности могущую выявить контролирующую силу над всеми ими (все это абсолютно оккультно)... мы, конечно, склонны относиться с сочувствием к тому соображению, которое предполагает, что фотосфера есть основное хранилище жизненной мощи, и примем с поэтическим удовольствием гипотезу, относящую солнечные энергии к Жизни".

Таким образом, оккультисты имеют важную научную поддержку одной из своих основных догм - именно, что а)Солнце есть хранилище Жизненной силы, которая есть нумен электричества; и б)что именно из его сокровенных, вечно недоступных глубин исходят те жизненные токи, которые вибрируют в Пространстве, так же, как и в организмах всех живущих существ на Земле.

В своем ответе на нападки некоторых ученых на теорию витализма, которая неразрывно связана с Элементами древних в оккультной философии один известный физиолог употребляет несколько выражений, столь же значительных, как и прекрасных:

"Жизнь заключает тайну - тайну, глубина которой никогда не была измерена и которая оказывается более глубокой, по мере того как мы вникаем и углубляемся в изучение феноменов жизни..."

Эту "тайну" или начало жизне-сущности Оккультизм помещает в тот же самый центр, как и нуклей "прима-материи" нашей Солнечной системы, ибо они едины.

Как гласит Комментарий:

"Солнце есть сердце Солнечного мира (системы), и его мозг скрыт за (видимым) Солнцем. Оттуда излучается ощущение в каждый нервный центр великого тела, и волны жизнесущности плывут в каждую артерию и жилу... планеты - его члены и пульсы".

Оккультная философия отрицает, что Солнце является шаром в состоянии горения, но просто определяет как светящуюся электрическо-магнитную Сферу, состоящую из миллионов маленьких интенсивно блестящих тел - которые суть электрическое и магнитное вещество в его шестом и седьмом состоянии; как бы позади которого находится настоящее Солнце. Оно состоит из нечто такого, что не может быть сравнено с чем-либо известным современной науке на Земле, и что видимое Солнце только отражение настоящего, его оболочка. Ивовые листья Насмита, принятые Гершелем за "солнечных обитателей", суть хранилище солнечной жизненной энергии, "жизненное электричество, питающее всю систему; таким образом, наше истинное Солнце, будучи резервуаром энергии нашего маленького Космоса, самозарождает (используя "волосы Шивы") свой жизненный флюид, постоянно излучая столько же, сколько выдает"; видимое же Солнце есть лишь прорубленное окно в истинном Солнечном чертоге и присутствии, и через которое, тем не менее, видна без искажения внутренняя работа.

Так в течение манвантарного Солнечного периода, или жизни, происходит регулярная циркуляция жизненного флюида во всей нашей системе, сердцем которой является Солнце, - подобно кровообращению в человеческом теле; Солнце при каждом своем обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только вместо того, чтобы совершать круговое обращение в секунду или приблизительно, солнечная кровь требует десять своих лет для кругового оборота и целый год, чтобы пройти через полости сердца, прежде нежели она омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены системы.

Этого наука не может отрицать, ибо астрономия знает об установленном цикле одиннадцати лет, когда число солнечных пятен увеличивается, причем увеличение это обязано сокращению Солнечного сердца. Вселенная, звездные системы дышат так же, как и человек и каждое живое существо, растение и даже минерал на Земле; так же, как и наш земной шар вздыхает каждые двадцать четыре часа. Темные области не обязаны своим происхождением "поглощению, проявляемому парами, исходящими из недр Солнца и становящимся между наблюдателем и фотосферою", как уверяют некоторые ученые; также пятна не образуются "из самой материи (раскаленной газообразной материи), которую взрывы выбрасывают на солнечный диск". Феномен подобен правильной и здоровой пульсации сердца, когда жизненный флюид проходит через его полые мускулы. Если бы возможно было сделать человеческое сердце светящимся и это живой и пульсирующий орган мог бы быть видим так, чтобы отобразить его на экране подобно тому, который употребляется лекторами по астрономии, тогда каждый увидел бы, что феномены солнечных пятен повторяются каждую секунду и что они обязаны своим происхождением сокращению и устремлению крови.

Приведем теперь в пользу оккультистов мудрые слова нескольких ученых; преданные остракизму "в силу принципа" меньшинством, они молча одобрены большинством. Все оккультисты и даже некоторые непосвященные признают, что один среди этих ученых проповедует почти оккультные доктрины - в некоторых отношения тождественные оккультному "Фохату и его семи сынам", оккультным Гандхарвам (Божествам открывающим смертным тайны Неба и божественных Истин. Космически - Гандхарвы являются совокупностью потенций Солнечного огня и составляют его силы) в Ведах.

Имеется ввиду доктор Б.С.Ричардсон, чл. Кор.Общ. и его статью о "Солнечной силе и Земной силе" в пятом "Popular Skience Review". В ней приводится следующее:

"Теперь, когда теория простого движения как начало всего разнообразия силы снова становится преобладающей мыслью, было бы почти ересью вновь открыть прения, которые были бы, по видимому, с общего согласия закрыты на время. Но я принимаю риск и поэтому изложу, каковы были точные взляды бессмертного еретика, имя которого я шепнул читателям (Самуил Меткаф), относительно Солнечной силы. Начав с довода, с которыми почти все физики согласились, что в Природе существует два агента (посредника): материя, которая весома, видима и осязаема, и нечто, что невесомо и невидимо и оценивается лишь в силу его влияния на материю, - Меткаф утверждает, что невесомый и активный посредник, который он называет "калорием", не есть просто вид движения, не есть вибрация между частицами весомой материи, но сам по себе материальная субстанция, проистекающая из Солнца в пространство, наполняющая пустоты между частицами твердых тел и сообщающая через ощущение свойство, называемое теплом. Природа калория, или Солнечной силы, защищается им на следующих основаниях:

1) Эта сила может быть добавлена к другим телам или же извлекаема из них и быть вычислена с математической точностью.

2) Она увеличивает объем тел, котрые снова уменьшаются в размере после ее удаления (нагревание).

3) Она изменяет формы, свойства и состояния всех других тел (при определенных условиях).

4) Она проходит путем излучения сквозь самую полную пустоту (какая нужда тогда в эфирных волнах для передачи света, тепла и пр., если эта субстанция может проходить сквозь пустоту?), какая только может быть создана и в которой она производит теже воздействия на термометр, что и в атмосфере.

5) Она приводит в действие механические и химические силы, которые ничто не может удержать, как в вулканах, при взрывах пороха и прочих взрывчатых составов.

6) Она действует ощутительным образом на нервную систему, производя сильнейшую боль, и если ее воздействие слишком сильно, разрушает ткани.

Против вибрационной теории Меткаф далее возражает, что если бы калорий был просто только свойством или качеством, он не мог бы увеличивать объем других тел; для этой цели он сам должен иметь объем, он должен занимать пространство и потому должен быть материальным посредником. Если бы калорий был лишь следствием вибрационного движения среди частиц весомой материи, он не мог бы излучаться из раскаленных тел без одновременного перехода вибрирующих частиц; но установлен факт, что тепло может излучаться из материальной весомой субстанции без потери веса этой субстанции... С таким взглядом на материальную природу калория, или Солнечной силы, и на твердом убеждении, что "все в Природе состоит из двух видов материи, один активный и эфирный по существу, другой пассивный и неподвижный". (И как может быть иначе? Грубая, весомая материя есть тело, оболочка материи или субстанции, женского пассивного принципа; а эта Фохатическая сила есть второй принцип - Прана - мужской или активный. На нашем Земном шаре эта субстанция есть второй принцип семеричного элемента - Земли, в атмосфере - Воздуха, который есть ее космическое грубое тело; в Солнце она становится солнечным телом и телом Семи Лучей; в звездном пространстве она соответствует другому принципу и так далее. Все вместе составляет однородное Единство, части - все дифференциации). Меткаф основывал гипотезу, что Солнечная сила, или калорий, является самодействующим принципом. Он утверждает, что эта сила вызывает отталкивание по отношению к своим частицам и являет сродство с частицами всей весомой материи; она привлекает весомые частицы силами, которые измеряются обратно пропорционально квадрату расстояния. Таким образом она действует через весомую материю. Если бы Мировое пространство было наполнено только калорием, солнечной силой (без весомой материи), то калорий был бы тоже бездеятелен и образовал бы беспредельный океан эфира, лишенного силы или в покое, ибо тогда он не имел бы ничего, на что воздействовать, тогда как весомая материя, хотя и не деятельная сама по себе, имеет "некоторые свойства, посредством которых она изменяет и контролирует действие калория, и оба они управляются непреложными законами, имеющих свое начало в взаимных отношениях и особых свойствах каждого". И он формирует закон, который он считает абсолютным, и выражает его так: "В силу притяжения калория к весомой материи, он объединяет и держит вместе все вещи; своей самоотталкивающей силой он разъединяет и распространяет все вещи".

Это, конечно, почти оккультное объяснение сцепления. Д-р Ричардсон продолжает:

"Как я уже сказал, современное учение имеет тенденцию опереться на гипотезу... что тепло есть движение или, чтобы яснее выразиться, особая сила и вид движения (Или отражение, и для звука "эхо" на нашем плане того, что есть непрерывное движение этой субстанции на высшем плане. Наш мир и наши чувства постоянно - жертвы Майи).

Но эта гипотеза, как бы популярна она не была, не из тех, которые должны быть приняты для исключения более простых взглядов на материальную природу Солнечной силы и ее влияния на изменение состояний материи. Мы не знаем достаточно, что бы быть догматичными". (Честное признание).

Гипотеза Меткафа относительно Солнечной силы и земной силы не только очень проста, но даже чрезвычайно увлекательна... Вот два элемента, существующие во Вселенной, один есть весомая материя... Второй элемент есть всепроникающий эфир, солнечный огонь. Он не имеет веса, субстанции (?), формы или цвета; эта материя, бесконечно делимая (?) и частицы (?) ее отталкиваются друг от друга (почему?); его разреженность такова, что мы не имеем слова, за исключеним эфира (и все же это не эфир, если говорить за Солнечную систему, но лишь один из его принципов или прана, последний есть сам один из принципов Акаши), для выражения его. Мы соединяем оба элемента - инертную материю и самотталкивающий эфир, и тотчас мертвая (?) материя оживает (весомая материя может быть инертна, но никогда не мертва!)... эфир (его второй принцип) проникает через все частицы весомой субстанции, и проникая так, он соединяется с весомыми частицами и держит их в массе, держит из связанными вместе; они растворяются в эфире..."

Изложив частично иноверческие взгляды великого "еретика" - взгяды, которые нуждаютя лишь в малых изменениях терминов тут и там для того, чтобы быть правильными, - д-р Ричардсон продолжает суммировать эти взгляды:

"Я не буду останавливаться слишком долго на этом единстве Солнечной силы с земной силой, которые предпосылаются этой теорией. Но я могу добавить, что из нее, или из гипотезы простого движения как силы, а также качества без субстанции, мы можем вывести наиболее близкий подход к истине этого сложнейшего и глубочайшего из всех вопросов следующие замечания:

а) Пространство межзвездное, междупланетное, междуматериальное и междуорганическое не есть пустота, но наполнено тончайшим флюидом или газом (?), который, за недостатком лучшего термина (если только не будут приняты оккультные термины каббалистов), мы можем предложить назвать... Солнечный огонь - эфир. Этот флюид, неизменный в составе, неразрушимый, невидимый (невидимый в вечности, в своей сущности, но видимый в своих отраженных блистаниях, называемых Астральным светом современными каббалистами), проникает все и всю (весомую) материю. Камни в текущем ручье, свесившееся дерево над ним и человек, смотрящийся в него, насыщены эфиром в различной степени; камни меньше, нежели дерево, и дерево меньше, чем человек. Все на планете насыщено подобным образом! Мир построен в эфирном флюиде и движется в океане его.

б) Эфир, какова бы ни была его природа, исходит из Солнца и от Солнц (оккультная наука утверждает обратное: все Солнца, которые порождаются в процессе Манвантары от Центрального Солнца, исходят от него). Солнца суть зародители его склады и хранилища его и распространители его (здесь оккультная наука опять расходится с мнением этого сведущего ученого, ибо в нашей Вселенной Акаша семерична. В Солнечной системе Солнце есть ее Буддхи и Вахана - носитель, следовательно, шестой принцип; в Космосе все Солнца, так же как и наше, суть Кама-рупа Акаши. И только когда Суриа-Солнце рассматривается как индивидуальная сущность в своем собственном царстве, оно является седьмым принципом великого тела Материи).

в) Без эфира не могло бы быть движения; без него частицы весомой материи не могли бы скользить поверх друг друга; без него не существовало бы импульса для устремления этих частиц в действие.

г) Эфир определяет состав тел. Если бы эфир не существовал, то невозможно было бы изменение в составе субстанции: вода, например, могла бы существовать только как субстанция, компактная и нерастворимая, вне предела возможного представления ее. Она никогда не могла бы быть даже льдом, ни флюидом, ни паром без присутствия эфира.

д) Эфир соединяет Солнце с планетою, планету с планетой, человека с планетой, человека с человеком. Без эфира не могло бы существовать сообщения во Вселенной: ни света, ни тепла, ни феноменов движения".

Так мы видим, что эфир в научном понимании является в предполагаемом механическом представлении Вселенной духом и душою Космоса и что эта теория - как бы ни была они изложена и под какой маской она ни являлась - всегда оставляет ученым более широкий выход для умозаключений за пределами современного материализма, нежели тот, которым пользуется большинство. Однако все же современные умозаключения не могут выйти из круга древней мысли; а последняя была насквозь пропитана архаическим оккультизмом. Теории волн или корпускулярная теория - все одно. Ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании сущности природы причины и причин. Когда современная наука дала своей аудитории объяснения достижений Бунзена и Кирхгофа; когда она показала, что семь цветов, первоначально составляющих один луч, разложив в определенном порядке на экране, и когда она описала относительную длину световых волн, что она доказала этим? Она оправдала свою репутацию в точности своих математических достижений тем, что она измерила даже длину световой волны. Но когда точность вычислений в отношении действий на световую волну таким образом установлена, наука должна признать, что силе, которая является предполагаемой причиной, так же приписывается создание волн "неуловимой скорости" в какой-то среде - "обычно рассматриваемой как тождественная с эфирной силою", и сама эта среда все еще является лишь - "гипотетическим посредником".

Пессимизм Огюста Конта по поводу возможности в будущем знания химического состава Солнца не был, как это утверждалось, опровергнут тридцать лет позднее Кирхгофом. Спектроскоп помог увидеть, что элементы, с которыми современный химик знаком, должны, по всей вероятности, быть налицо во внешних "облачениях" Солнца - не в самом Солнце; физики объявили, что оно обязано своим светом сгоранию пламени, и ошибочно принимая жизненный принцип этого Светила за чисто материальную вещь, он назвали его "хромосферою". Таким образом пока мы имеем в современной науке лишь гипотезы и теории, но ни в коем случае - не закон.

Hosted by uCoz