ГЛАВА 7. ЭЛЕМЕНТЫ И АТОМЫ

Мы читаем в одном труде по геологии, что наука мечтает о том, что "Все известные химические элементы со временем окажутся лишь видоизменениями единого материального элемента".

Оккультная философия учила этому со времени появления человеческой речи и языка, добавляя однако, согласно принципу непреложного закона аналогии "как вверху, так и внизу", другую из своих аксиом, что в действительности существует, Единый вечно сокрытый Есть, или Сат и его бесчисленные аспекты в однородном первичном элементе. Последний прост и един лишь на земном плане сознания и чувствования и даже в ближайшем высшем плане этот единый элемент, который на нашей Земле определен современной наукой как ультимативный (крайний) неразложимая составная часть некоторого вида Материи, был бы объявлен в мире высшего духовного познавания чем-то очень сложным. Было бы обнаружено, что наша чистейшая вода вместо своих двух признанных простых элементов, кислорода и водорода, содержит многие другие составные части, не снившиеся нашей современной земной химии. Как в области материи, так и в области духа, тень того, что познаваемо на плане объективности, существует в плане субъективности. Частицы разнородной субстанции рассматриваются сейчас как основное жизненное начало. Но ученики Эзотерической Философии хорошо понимают тайный смысл Станцы из Вишну Пурана:

"Брама... по существу являет аспект Пракрити, эволюционированный и неэволюционированный... дух, о Дваждырожденный (Посвященный), есть главный аспект Брамы. Следующий есть двоякий аспект (Пракрити и Пуруша)... эволюционированный" как и неэволюционированный; и Время является последним".

Ану есть одно из имен Брамы в отличие от Брамана, и оно означает "атом": аниямсам аниясам, "самый атомный из атомного", "непреложный и нерушимый (ачьюта) Пурушоттама".

Несомненно, элементы, известные сейчас, - каково бы ни было их число, - как они понимаются и определяются в настоящее время, не есть и не могут быть первичными элементами. Эти первичные элементы были образованы из "сгустков охлажденной лучистой Материи" и "из огненного семени пламенного Отца", которые "едины"; или, употребляя более простой язык современной науки, эти элементы были порождены уже в глубинах изначального Огненного Тумана, в массах раскаленного шара нерастворимой небулы.

Элементы известные нам сейчас, достигли своего устойчивого состояния в этом Четвертом Круге и Пятой Расе. Они пользуются кратким периодом отдыха перед тем, чтоб еще раз быть устремленными к восходящей духовной эволюции, в течение которой "Живой огонь Оркус" разъединит наиболее неразложимое и вновь рассеет их в Едином Изначальном.

Пока что оккультист идет дальше, как это было показано в Комментариях на Семь Станц. Следовательно, едва ли может он надеяться на помощь или признание со стороны науки, которая опровергнет как его "аниямсам аниясам", абсолютно духовный атом, так и его Манаса-путр, или людей, рожденных Разумом. Разлагая "единый материальный элемент" в единый, абсолютный дух, допускающий вокруг себя однородную субстанцию (плазму) или основу Материи, таким образом сразу помещая его все досягаемости и ведения физической философии, оккультист, конечно, имеет мало общего с современными учеными. Он утверждает, что дух и материя, образованная из него как корня его основы, суть две грани непознаваемого (пока) Единства и их видимо противоположные аспекты зависят а) от различных степеней дифференциации Материи и в) от степеней сознания, достигнутых самим человеком. Это, однако, является метафизикою и имеет мало касания к физике, какая бы ни была сейчас эта физическая философия, несмотря на свои земные ограничения.

Тем не менее, раз наука признает возможность существования Вселенной с ее бесконечными формами, условиями и аспектами, построенными из "единой Субстанции", она должна идти дальше. Если только наука не признает также возможность Единого Элемента, или же единой Жизни оккультистов, она должна будет оставить эту "единую Субстанцию", особенно если она ограничена только солнечной туманностью висеть в воздухе наподобие гроба Магомета, но без притяжения магнита, поддерживающего этот гроб. К счастью для физиков, любителей теории, если мы не в состоянии сказать с некоторою точностью, что предпосылает теория туманностей, то все же благодаря нескольким разномыслящим астрономам мы были в состоянии узнать, что ею предпосылается.

К сожалению, это далеко не разъясняет даже самую простую из проблем, которые смущали и все еще смущают ученых в поисках истины. Мы должны продолжить наше исследование, начиная с самых ранних гипотез современной науки, если хотим найти, где и в чем она грешит. Может быть будет найдено, что ошибки, противоречия и заблуждения, совершенные наиболее выдающимися учеными, являются просто следствием их неправильного отношения. Они - материалисты и хотят во что бы то ни стало остаться таковыми, и, тем не менее "общие принципы атомо-механической теории - основы современной физики - являются субстанциально тождественными с главными доктринами онтологической метафизики". Таким образом, "основные заблуждения онтологии становятся очевидными пропорционально продвижению физической науки". Наука пропитана метафизическими понятиями, но ученые не хотят допустить этого и борются, чтобы возложить атомомеханическую личину на чисто невещественные и духовные законы Природы на нашем плане, отказываясь допустить их субстанциональность даже на других планах, самое существование которых они отвергают a priori.

Тем не менее, легко доказать, как ученые привязанные к своим материалистическим воззрениям, с самых дней Ньютона, старались возложить лживые маски на факты и истину. Но их задача с каждым годом становится более трудной; также с каждым годом химия поверх всех других наук все более и более приближается к области Оккультного в Природе. Она сейчас ассимилирует те самые истины, которые Оккультные Науки утверждали века назад, но которые до сих пор подвергаются жестокому осмеянию. "Материя вечна", говорит Эзотерическая Доктрина. Но материя в представлении оккультистов, в ее состоянии Лайя, или нулевом состоянии, но есть Материя современной науки, даже в самом разреженном, газообразном состоянии. "Лучистая Материя" Крукса показалась бы Материей самого грубого вида в области начал, ибо она становится чистым духом, прежде чем она возвращается к своей первичной точке дифференциации. Поэтому когда Адепт добавляет, что хотя Материя вечна, ибо она есть Прадхана, тем не менее, атомы рождаются с каждой новой Махаманвантарой, или возобновлением Вселенной, то это не является таким противоречием, как может думать материалист, не верующий ни во что, кроме атома. Существует разница между проявленной и непроявленной Материей, между Прахани-безначальной причиной, Пракрити, или проявленным следствием; гласит Шлока: "То, что есть непроявленная причина, ясно определено величайшими мудрецами как Прадхана, начальная основа, которая есть тончайшая Пракрити; то что вечно и что одновременно есть и не есть, - лишь процесс". (Вишну Пурана).

То, что в современной фразеологии называют духом и материей - ЕДИНО в Вечности как Постоянная Причина и есть ни дух, ни материя, но Оно - передаваемое по санскритски словом Тад, "ТО" - все, что есть, было или будет. Даже экзотерический Пантеизм индуизма передает это так, как никогда не выражала это ни одна монотеистическая философия, ибо его космогония в превосходных выражениях начинается словами:

"Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света. Не существовало ничего, постижимого чувствами или умственными способностями. Все же тогда существовал единый Браман, по существу Пракрити (Природа) и дух. Ибо два аспекта Вишну разнятся от его высочайшего основного аспекта, они суть Пракрити и дух и брамин. Когда эти два другие аспекта не существуют более, но растворяются, тогда тот аспект, откуда происходит вновь форма и все остальное, то есть мироздание, этот аспект именуется временем, о дважды рожденный".

Это есть то, что растворяется, или иллюзорный двоякий аспект Того, сущность чего вечно Едина, то, что оккультисты называют Вечной Материей или Субстанцией лишенной формы, не имеющей пола, не постижимой даже нашим шестым чувством, и потому оккультисты отказываются видеть в этом то, что монотеисты называют антропоморфическим Богом.

Как рассматривается точной современной наукою эти два предположения, что "материя вечна" и что "атом периодичен и невечен"? Физик-материалист будет критиковать и высмеивать их с презрением, но серьезный испытатель истины, однако, как, например, известный химик В.Крукс, подтвердит вероятность обоих утверждений. Ибо едва замерло эхо его лекций о "Генезисе элементов", и которая так поразила всех эволюционистов, как за ней последовала другая. Еще раз председатель Химического Общества изложил перед миром науки и публикою плоды новых открытий в области атомов, и эти открытия во всех отношениях оправдали Оккультные Учения. Они были даже более поражающи, нежели положения, высказанные им в первой лекции, и вполне заслуживают внимания каждого оккультиста, теософа и метафизика. В них факты и истина еще раз насильно убедили "точную" науку и заставили ее расширить свои взгляды и изменить термины, которые, маскируя множество, сводили их к одному телу - подобно семеричным Элохимам, превращенным в единого Иегову материалистической религией. Замените химические термины - "молекула", "атом","частица" и пр. - словами "Сонмы", "Монады", "Дэвы" и т.д., и можно подумать, что описывается рождение Божеств, первичная эволюция манвантарических Разумных Сил. Но ученый добавляет к своим лекциям с описательными замечаниями нечто еще более убедительное; ибо он говорит:

"Совсем недавно тела рассматривались как элементы. Они имели определенные свойства, они имели установленный атомический вес. Если мы возьмем чистый жидкий раствор такого тела, например, иттрия, и прибавим к нему излишек крепкого раствора аммиака, мы получим осадок, который кажется совершенно однородным. Но если вместо того мы прибавим очень разбавленный аммиак в количестве достаточном только для осадка половины находящегося основного вещества, то мы не получим немедленного осадка. Если мы тщательно размешаем все, чтобы получит однообразную смесь раствора и аммиака, и оставим сосуд на час, то жидкость останется чистой и прозрачной, без малейшего признака мути. Однако после трех или четырех часов обнаружится радужный отлив, и на следующее утро появится осадок. Теперь спросим себя - какое может быть значение этого феномена? Количество добавленного осаждающего вещества было недостаточно, чтобы дать осадок более половины имеющегося иттрия, потому в течение нескольких часов происходил процесс, близкий к отбору. Очевидно, что осаждение произошло не случайно, молекулы основания, которые разложились, являются теми, которые пришли в соприкосновение с соответствующей молекулой аммиака, ибо мы тщательно размешали жидкости так, чтобы одна молекула взятой соли не более подвергалась разложению, чем другая. Затем, если мы примем во внимание время, истекшее до появления осадка, мы не можем прийти к заключению, что действие, происшедшее в течение первых нескольких часов, имеет характер отбора. Проблема заключается не в том, почему произошел осадок, но в том, что именно определяет или направляет некоторые атомы на то, чтоб осаждаться, а другие на то, чтобы оставаться в растворе? Из множества атомов, находящихся налицо, какая именно сила направляет каждый атом к избранию свойственного ему пути? Мы можем представить себе некую направляющую силу, просматривающую один атом за другим и избирающую один для осадка, а другой для раствора, пока все не будут распределены по своим местам".

Ученый, истинно, может спросить себя, что это за сила, которая направляет каждый атом? И что значит, что деятельность ее имеет характер отбора? Теисты разрешат вопрос, ответив, что "Бог"; ничего не разрешив этим с точки зрения философии. Оккультизм, оставаясь на своей Пантеистической почве, отвечает и учит о божествах, монадах и атомах. Ученый Крукс видит в этом то, чем он главным образом заинтересован: вехи и следы тропинки, которая может привести к открытию и к полному и законченному доказательству существования однородного элемента в Природе. Он замечает:

"Для того, чтобы подобный отбор мог быть произведен, очевидно, должны существовать еле уловимые различия, среди которых можно отбирать, и это различие почти наверно должно быть различием в степени основности, и настолько минимальным, что не может быть уловлено ни одним из известных нам способов, но быть восприимчивым к культивированию и к подбодрению до точки, когда это различие может быть уловлено обычными испытаниями".

Оккультизм, который знает о существовании и присутствии в Природе Единого Вечного Элемента, при первой дифференциации которого Древо Жизни периодически пускает корни, не нуждается в научных доказательствах. Он говорит: Древняя мудрость разрешила эту проблему века назад. Наука медленно, но верно приближается к области оккультного. Волей-неволей, в силу своих открытий, она вынуждена признать фразеологию и символы Оккультизма. Наука химия принуждена будет, в силу положения вещей, принять оккультную иллюстрацию эволюции божеств и атомов, так убедительно и неопровержимо изображенную в кадуцее Меркурия, Бога мудрости, и на аллегорическом языке Архаических мудрецов. Вот что говорит один из комментариев в Эзотерической Доктрине:

"Ствол АШВАТТХА (древа Жизни и Бытия, ЖЕЗЛ Кадуцея) произрастает и нисходит при каждом Начале (каждой новой Манвантары) из двух темных крыльев Лебедя [ХАНСА] Жизни. Два Змия, вечно сущий и его иллюзия (дух и материя), две головы которых растут из одной головы между крыльями, спускаются вдоль ствола, переплетенные в тесном объятии. Два хвоста соединяются на Земле (проявленная Вселенная) в один, и это есть великая иллюзия, о Лану!" Не каждый сейчас знает, что такое Кадуцей, значительно измененный греками. Первоначальный символ - с тройной головой Змия - обратился в жезл с набалдашником, и две нижние головы были разъединены, что несколько изменило первоначальное значение. Все же этот жезл Лайя, обвитый двумя змиями, остается лучшей иллюстрацией для нашей цели. Истинно, чудесные силы магического Кадуцея были воспеты всеми поэтами древности с полным основанием для тех, кто понимал тайное значение.

И затем как бы для доказательства постулата Оккультной науки и индусской философии, указывающих что в час Пралайи оба аспекта Непознаваемого Божества, "Лебедя во Тьме" - Пракрити и Пуруша, Природа или Материя, во всех ее формах и дух - более не существует, но совершенно растворяются, приведем замечательное научное мнение великого химика, который венчает свои доказательства, говоря:

"Мы проследим образование химических элементов от узлов и пустот в первичном бесформенном флюиде. Мы показали возможность, нет, вероятность того, что атомы не вечны в своем существовании, но разделяют со всеми другими созданными существами свойство разложения и смерти".

Аминь, отвечает на это оккультизм, ибо "возможность" и "вероятность" науки для него являются фактами, не нуждающимися в дальнейших доказательствах или же во внешних физических показаниях. Тем не менее, Оккультизм повторяет с той же уверенностью, как всегда: "МАТЕРИЯ ВЕЧНА и становится атомною только периодически". Это так же верно, как другое предположение, принятое почти единогласно астрономами и физиками, - именно, что изнашивание тела Вселенной неуклонно идет вперед и что оно в конечном результате приведет к угасанию Солнечных Огней и разрушению Вселенной, - ошибочно, по крайней мере, в том виде, как оно начертано учеными. Будут, как и всегда были, во времени и вечности, периодические разложения проявленной материи, такие, как частичная Пралайя после каждого дня Брамы и Всеобщая Пралайя - Маха-Пралайя - только после истечения каждого века Брамы. Но научные причины для такого разложения, приведенные точною наукою, не имеют ничего общего с истинными причинами. Однако, как бы то ни было, но Оккультизм еще раз оправдан наукою, ибо В.Крукс говорит:

"Мы доказали на основании аргументов, заимствованных из химической лаборатории, что в материи ответившей на все испытания как элемент, существующий едва уловивые тени, различия, которые допускают возможность отбора. Мы видели, что давнее, освященное временем различие между элементами и сложными веществами не может более идти вровень с развитием химии, но должно быть несколько изменено для вмещения обширного числа стоящих между ними тел - "метаэлементов". Мы доказали, как возражения Клерка Максвелла, несмотря на всю их ясность, могут быть оспариваемы; и в заключение мы выдвинули основания, позволяющие верить, что первоначальная материя была образована актом зарождающей силы, выбрасывающей через известные промежутки времени атомы, наделенные различным количеством первичных форм энергии. Если мы отважимся высказаться по поводу источника энергии, заключенной в химическом атоме, мы можем предположить, что тепловые излучения, распространяющиеся вовне через эфир от весомой материи Вселенной посредством какого-то еще нам неизвестного процесса природы преображаются у пределов Вселенной в первичные, основные вибрации химических атомов, которые с момента своей формации начинают тяготеть вовнутрь и таким образом восстанавливают во Вселенной энергию, которая иначе была бы потеряна для нее через лучеиспускание теплоты. Если это предположение имеет прочное основание, то поражающее предсказание У.Томпсона о конечной дряхлости Вселенной, в силу расточения ее энергии, отпадает само собой. Мне кажется, это вопрос элементов может быть таким образом временно обсуждаем. Наше малое знание этих первичных тайн расширяется неуклонно и твердо, хотя и медленно".

По странному и курьезному совпадению даже Оккультная Семиричная Доктрина как бы руководит шагами науки. Если понимать правильно, химия говорит о четырнадцати группах первичных атомов - лития, бериллия, бора, углерода, азота, кислорода, фтора, натрия, магния, алюминия, кремния, фосфора, серы и хлора; а Крукс, говоря о "преобладающих атомностях", перечисляет семь групп таковых, ибо он говорит: "По мере того как мощный фокус творческой энергии идет по кругу, мы видим, как в последовательных циклах он сеет по одному пути пространства семена лития, калия, рубидия и цезия; по другому пути - хлора, брома и йода; а по третьему - натрия, меди, серебра и золота; по четвертому - серы, селения и теллурия; по пятому - бериллия, кальция, стронция и бария; по шестому - магния, цинка, кадмия и ртути; по седьмому - фосфора, мышьяка, сурьмы и висмута (что составляет семь групп с одной стороны, и затем, показав)... на других путях другие элементы - именно, аллюминий, галлий, индий и таллий; кремний, германий и олово; углерод, титаний и цирконий... (он добавляет) и в то же время найдено естественное положение около нейтральной оси для трех групп элементов, помещенных проф. Менделеевым в свою рода лечебницу для неизлечимых - его восьмое семейство".

Было бы интересно сравнить эти семь семейств и восьмое семейство "неизлечимых" с аллегориями, относящимися к семи первобытным сынам "Матери беспредельное Пространство", или Адити, и к отвергнутому ею сыну. Много странных совпадений может так быть найдено между "этими промежуточными звеньями"... называемыми "метаэлементами" или элементоидами, и теми, которые Оккультная Наука называет своими нуменами, сознательными разумами и Правителями этих групп монад и атомов. Но это завело бы слишком далеко. Удовольствуемся установлением факта, что:

"Это уклонение от абсолютной однородности должно бы отметить строение этих молекул, или агрегатов материи, которые мы называем элементами, и, может быть, будет яснее, если мы перенесемся мысленно к самой ранней заре нашей материальной Вселенной и перед Ликом Великой Тайны постараемся рассмотреть процесс эволюции элементов".

Так, наконец, наука в лице своих величайших представителей, с целью стать более понятной для непосвященных, применяет фразеологию таких Адептов, как Роджер Бэкон, и возвращается к "Протилу". Все это подает надежду и полно значения как "знаменья времени".

Истинно, эти "знамения" многочисленны, и их число растет ежедневно; но нет среди них более значительных, чем только что приведенное. Ибо сейчас пропасть между Оккультными "суеверными и ненаучными" учениями "точной" науки соединена мостом, и, по крайней мере, один из немногих выдающихся химиков вступил в область беспредельных возможностей Оккультизма.

Продолжим разговор теперь в следующем ключе. Когда оккультист говорит об Элементах и о человеческих Существах живших в те геологические эпохи, продолжительность которых так же трудно определить, как и природу Материи, то это потому, что он знает, о чем он говорит. Когда он говорит: "Человек и элементы", он не подразумевает под этим человека в его настоящем физиологическом и антропологическом виде или же атомы элементов, этих гипотетических концепций, олицетворенных абстракцией Материи в ее высоко разреженном состоянии, существующих в настоящее время в умах ученых; также не подразумевает он сложные Элементы древности. В Оккультизме слово Элемент всегда означает "зачаток". Когда говорится "Элементарный Человек", предполагается либо предварительный, начальный набросок человека, в его незаконченном, неразвитом состоянии, следовательно, в том виде, который находится теперь в латентном состоянии в физическом человеке на протяжении его жизни и принимает облик лишь при случае и при известных условиях; либо ту форму, которая некоторое время переживает материальное тело и лучше известна как Элементарий. Что же касается Элемента, то этот термин употребляется в метафизическом смысле, он означает, в отличие от смертного, зарождающегося Божественного Человека; но в физическом употреблении он означает хаотическую субстанцию в ее первичном недифференцированном состоянии, или состоянии Лайя, вечном и естественном состоянии, которое дифференцируется лишь периодически; во время же дифференциации эта Субстанция находится, действительно, в неестественном состоянии - другими словами, она есть лишь переходящая иллюзия чувств.

Что касается так называемых элементальных атомов, то оккультисты прилагают к ним термин в смысле аналогичном тому, который дается индусами Браме, когда он называет его ану, атомом. Каждый элементальный атом, в поисках которого более нежели один химик следовал по пути, указанному алхимиками, есть по твердому убеждению, если и не в силу их знания, - душа; не обязательно развоплощенная душа, но джива, как называют ее индусы, центр Потенциальной Жизнеспособности с латентной разумностью в нем; и, в случае сложенных душ, разумное и действенное существование от высшей до низшей ступени, форма состоящая из более или менее многочисленных дифференциаций. Чтобы понять смысл сказанного, нужно быть метафизиком Востока. Все эти атомы-души суть дифференциации Единого и находятся в том же отношении к Нему, как и Божественная Душа-Буддхи к своему вдохновляющему и нераздельному с ней духу, Атме.

Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скорлупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические атомы, они упустили многозначительный факт, что он Анаксагора до Эпикура, до римлянина Лукреция и кончая даже Галилеем - все эти философы верили, более или менее, в живоначальные атомы, а не в невидимые крупинки так называемой "грубой" материи. Согласно им, движение было порождено более значительными по величине (читайте более божественными и чистыми) атомами, увлекшими вниз другие атомы; причем более легкие были одновременно отброшены вверх. В эзотерическом смысле это вечно циклическая кривая дифференциации Элементов, нисходящая и восходящая через интерциклические фазы существования, пока каждый не достигнет своей отправной точки, или места рождения. Эта идея была столь же метафизическая, как и физическая. Сокровенное толкование включало божеств или душ под видом атомов как причины всех следствий, производимых на земле выделениями божественных тел. Ни один древний философ, ни даже еврейский каббалист, никогда не отделял дух от материи или материи от духа. Все зарождалось в Едином и, происходят от Единого, должно было в конечности вернуться к Единому.

Атомы и души были синонимами на языке Посвященных. Доктрина о "вращающихся в душах, Гильгулем, в которую столько ученых евреев верило, не имело иного эзотерического значения. Ученые еврейские посвященные никогда не подразумевали под Землею Обетованою только Палестину, но они имели в виду ту же Нирвану, как и ученые буддисты и брамины - Лоно Вечного ЕДИНОГО, символизированного Лоном Авраама и Палестиною, замещающей его на Земле.

Несомненно, ни один образованный еврей никогда не понимал в буквальном смысле аллегорию, что тела евреев заключали в себе начало души, которое если тело похоронено в чужой стране, не может успокоится до тех пор, пока эта бессмертная частица, посредством процесса, называемого "вращением души" не достигнем снова священной почвы "Обетованной Земли". Смысл этого очевиден оккультисту. Предполагалось, что этом процесс совершился посредством известного рода метапсихоза, которым психическая искра переходила через птицу, животное, рыбу и через самое маленькое насекомое (макензи). Аллегория имеет отношение к атомам тела, из которых каждый должен пройти через все формы, пока они не достигнут конечного состояния, которое есть точка исходного движения каждого атома его первоначальное состояние. Но первоначальным значением Гильгулема, или вращения душ", было представление о вновь воплощающихся душах, или Эго. "Все души идут в Гильгулах", в циклический или круговой, процесс, то есть все они продвигаются по тропе цикла перевоплощений.

Прохождение души-атома "через семь Планетных Покоев" имело тот же метафизический и физический смысл. Оно отвечало последнему, когда говорилось, что душа растворялась в эфире. Даже Эпикур, примерный атеист и материалист, знал настолько древнюю мудрость и настолько верил в нее, что учил, что душа - совершенно отличная от бессмертного духа, когда он заключен в ней в латентном состоянии, как и в каждом атомическом зерне, - составлена из тончайшей и нежнейшей субстанции, состоящей из самых сладких, самых круглых и тончайших атомов. ("Разоблаченная Изида" Е.П.Блаватской).

И все это доказывает, что все древние Посвященные, за которыми следовала, более или менее близко, вся мирская древность подразумевали под термином атома - душу, перворожденного, вечно сокрытой Причины всех причин; и в этом смысле их учения становятся понятными. Они утверждали, так же как и их преемники, существование Божеств и Гениев или не вне и независимых от Вселенского Разума, но внутри его. Только этот Пленум в течение жизненных циклов беспределен. Они признавали и учили многому из того, чему учит сейчас современная наука, - именно существованию предвечного Мирового Вещества, или Космической Субстанции, вечно однородной, за исключением ее периодического существования; тогда она универсально разлита во всем Пространстве и дифференцируется духом, постепенно формируя из себя пространственные тела. Они учили о вращении Небес, о вращении Земли, Гелиоцентрической Системе о вращениях атомов, являющихся в действительности душами и сознаниями. Эти "Атомисты" были духовными, в высшей степени трансцедентальными пантеистами - философами. Никогда не представилась бы им, ни наяву, ни во сне, мысль о чудовищном несообразном исчадии, кошмаре нашей современной "цивилизованной" расы, мысль о неодушевленных, материальных и саморуководящих атомах с одной стороны, и о внекосмическом Боге, с другой.

Hosted by uCoz