Глава 10. Божества, монады и атомы

Еще в XIX веке в своем журнале "Пять лет Теософии" оккультисты сделали следующее замечание: "Эзотерическая Доктрина может справедливо быть названной "Доктриной Нити", ибо подобно Сутратме (в философии Веданты) она проходит и пронизывает все древние философские религиозные системы и ... примиряет и объясняет их".

Ныне оккультисты утверждают, что она делает больше. Она не только примиряет различные системы, кажущиеся противоречивыми, но проверяет открытия современной науки и указывает, что некоторые из них несомненно правильны, ибо они подтверждаются древними Рекордами, другие - совершенно неверно истолкованы. Все это видимо покажется непочтительным, тем не менее, это есть факт. Наука наших дней до сих пор крайне материалистична. Но в одном смысле она находит себе оправдание. Природа, всегда действуя эзотерически in actu и будучи, как говорят каббалисты, in abskondito, может быть судима профаном лишь по ее внешнему виду, внешность же эта всегда обманчива на физическом плане. С другой стороны, естественники отказываются объединить физику с метафизикой, то есть фактически тело с оживляющими его душою и духом. Они предпочитают не знать их. Это, конечно, вопрос научного вкуса, но меньшинство очень разумно стремится расширить область понятий физической науки, вступая на запрещенную официозом почву метафизики и столь неприятную некоторым материалистам. Эти ученые - мудрецы своего поколения. Все изумительные открытия не приведут ни к чему и останутся навсегда телами, лишенными головы до тех пор, пока ученые не приподымут покров материи и не напрягут взор свой, что бы заглянуть за циспределы ее. Теперь, когда они изучили часть Природы: длину, ширину и толщину ее физической оболочки, пора бы отодвинуть скелет на второй план и поискать в ее глубинах живую и настоящую сущность, ее субстанцию-нуменон эфемерной материи. Лишь следуя этим путем, некоторые истины, называемые до сих пор "вздорными суевериями", будут когда-нибудь признаны фактами и реликвиями древнего знания и мудрости.

Одно из таких "унизительных" верований заключается в идее, что Космос, кроме его объективных планетных обитателей, его человечеств в других обитаемых мирах, полон невидимых и разумных Существований. Так называемые Архангелы, Ангелы и Духи, копии своих прототипов Дхиан-Коганов, Дэв и Питри Востока, не реальные Существа, но лишь фикции; в этом пункте современная наука неумолима. Чтобы поддержать свое положение, она опрокидывает свой собственный аксиомный закон однородности и непрерывности в законах Природы и всю последовательность аналогий в эволюции Бытия. Невежественным массам не только предлагается, но их заставляют верить, что накопленные историей свидетельства - доказывающие, что даже "атеисты" древности, подобные Эпикуру и Демокриту, веровали в Богов и божества, - являются заблуждениями и что такие философы, как Сократ и Платон, утверждавшие о подобных существованиях, были заблуждающимися энтузиастами. Если мы будем базировать наши мнения лишь на историческом основании, на авторитете легионов самых выдающихся мудрецов, неоплатоников и мистиков всех веков от Пифагора до известных ученых и профессоров нынешних времен, которые если и отвергают "Богов", то верят в "духов", можем ли мы считать подобные авторитеты такими же слабоумными, как любой верующий, который верит и молится своему Святому. Но разве нет разницы между верованием простого человека и верою западных наследников розенкрейцкров и алхимиков Средних Веков? Неужели это Ван Гельмонты, Кунраты, Парацельсы и Агриппы, от Роджера Бэкона до Сен-Жермена, кто были слепыми энтузиастами или обманщиками, или же это горсть современных скептиков - "водителей мысли", - кто поражены слепотою отрицания? Мы думаем, что в данном случае последние. И действительно, это было бы чудом, совершенно анормальным фактом в области вероятностей и логики, если бы эта горсть отрицателей была единственными стражами Истины, тогда как миллионы воинств, верующих в Богов, Ангелов и Духов оказались бы обольщенными фанатиками, галлюцинирующими медиумами, и часто не более нежели жертвами обманщиков и шарлатанов! Как бы ни были различны по внешности и в своих догмах эти верования в сонмы невидимых Разумов различных степеней, но все они имеют одну и ту же основу. Истина и заблуждения примешаны ко всем. Точные размеры, глубина, ширина и длинна тайн природы необходимы лишь в Восточной эзотерической науке. И так обширны, так глубоки они, что едва лишь немногие из высочайших Посвещенных - из тех, самое существование которых известно лишь малому числу Адептов, - способны усвоить это знание. Однако все это существует, и факты и процессы мастерских Природы один за другим прокладывают себе дорогу к точной науке, и одновременно таинственная помощь посылается редким индивидам при исследовании ее тайн. Именно при заключении великого цикла в связи с расовым развитием обычно подобные события и происходят. Мы находимся у самого конца цикла Кали-Юги; и между этим временем и после 2010 года будет сделан широкий прорез в покрове Природы и материалистическая наука получит смертельный удар.

Не желая бросать ни малейшего бесчестия на верования, освещенные временем, мы вынуждены провести определенную черту между слепою верою, выработанную теологиями и знанием, результатом независимых исследований долгих поколений Адептов; короче говоря между верою и философией. Несомненно, во все века встречались сведующие и хорошие люди, которые будучи воспитаны в сектанских верованиях, умирали в своих выкристаллизованных убеждениях. Для протестантов сад Эдема является первою отправною точкою в драме Человечества, а великая трагедия на вершине Голгофы - прелюдией к Ожидаемому на протяжении тысячелетий. Для римско-католиков Сатана находится в основании Космоса, Христос - в его центре и Антихрист - на его вершине. Для тех и других Иерархия Бытия начинается и кончается в пределах узких рамок их соответствующих теологий: единый, самосотворенный, личный Бог и горнее песнопение Алилуйя сотворенных Ангелов; все остальное - ложные Боги, Сатана и враги.

Теофилософия развивается в более широких линиях. С самого начала Эонов - во времени и пространстве, в нашем Круге и Планете - тайны Природы (во всяком случае, те, которые законно знать нашим Расам) были запечатлены в герметрических фигурах и символах учениками тех же самых, ныне невидимых "Небесных Мужей". Ключи к ним переходили от одного поколения "Мудрых Мужей" к другому. Некоторые из символов перешли от Востока к Западу, принесенные с Востока Пифагором, который не был изобретателем своего знаменитого "Треугольника". Последняя фигура, вместе с квадратом и кругом, является более красноречивым и научным описанием порядка эволюции Вселенной, духовной и психической, так же как и физической, нежели тома описательных Космогоний и откровений "Генезисов". Десять точек, вписанных внутри "треугольника Пифагора", стоят всех теогоний и ангелогий, когда-либо исшедших из теологического мозга. Ибо тот, кто истолкует эти семнадцать точек (семь сокрытых математических точек), - так, как они есть, и в данном порядке, найдет в них непрерывную сеть генеалогий от первого Небесного Человека до земного. И так же, как они дают порядок Существ, они открывают и порядок, в котором эволюционировали Космос, наша Земля и изначальные Элементы, породившие ее. Так же как Земля была зачата в невидимых "Глубинах" и а утробе той же "Матери", как и ее спутники-планеты - то тот, кто овладеет тайнами нашей Земли, овладеет тайнами всех других планет. Чтобы ни было предпослано невежеством, гордостью или фанатизмом с целью противоречия, эзотерическая Космология может доказать, что она нераздельно связана как с философией, так и с современной наукою. Божества и монады древних от Пифагора до Лейбница - и атомы настоящих материалистических школ являются лишь составной величиной, развивающейся подобно человеческому строению, которое начинается с духа, а потом тела и затем снова духом и душой, но с новыми качествами и свойствами. В оккультной Науке они могут быть изучаемы отдельно, но они никогда не будут поняты, если не будут рассматриваться в их взаимных соотношениях на протяжении их жизненного цикла и как Общемировое Единство во время Пралай.

Один философ обнаруживает искренность, но дает слабое представление о своих философских способностях, высказывая свои личные взгляды на монаду или математическую точку, ее символизирующую. Он говорит: "Одной точки достаточно, чтобы воспламенить все школы в мире. Но какая нужда человеку знать эту точку, раз создание такой малой сущности вне его сил? А fortiori, философия действует против вероятия, когда от этой точки, поглощающей и расстраивающей все ее размышления, она полагает перейти к зарождению мира". Философия, однако, никогда не смогла бы оформить свое понятие логического всемирного и абсолютного божества и которое не есть личное и отдельное Божество, если бы она не имела математический Точки внутри Круга, на которой базировать свои рассуждения. Лишь эта проявленная Точка, временно утерянная для наших духовных чувств после ее появления в бесконечности и непостижимости Круга, делает возможным примирение между философией и теологией - при условии, что последняя оставит свои грубоматериалистические догмы. И потому, что христианская теология так немудро отвергла монаду Пифагора и его геометрические фигуры, она породила своего самосотворенного, человекоподобного и личного Бога, чудовищную Голову, откуда вытекают, как две реки, догмы Спасения и Проклятия. Это настолько верно, что даже те священнослужители из масонов, которые должны бы быть философами, в своих произвольных толкованиях приписали древним мудрецам странную идею, что: "Монада являла (для них) престол Всемогущего Божества, помещенный в центре Небес, чтобы указать T.G.A.O.T.U. (читай The great Architect of the Universe или Великий Зодчий Вселенной)". Любопытное объяснение, более массонское, нежели пифагорейское! Также "Иерограмма внутри Круга, или Равнобедренный Треугольник", никогда не означал "иллюстрацию единства божественного Естества"; ибо это было символизировано планом бесконечного Круга. В действительности же это означало троичную соравную природу первой дифференцированной Субстанции или единосущность (проявленных) духа, материи и самой Вселенной - их "Сына", который происходит от Точки лайя-центра духовной субстанции Абсолюта или Ядра нашей Вселенной, истинного эзотерического Логоса или монады Пифагора (читай Точек и Логосов). Ибо Манас по-гречески в его первоначальном смысле означает "Единство". Те, кто не могут уловить разницу между Монадою - Всемирной Единицею - и монадами, или проявленным Единством, так же как и между Логосом вечно сокрытым и логосом проявленным, никогда не должны вдаваться в философию, не говоря уже об эзотерических Учениях. Бесполезно напоминать образованным читателям о тезисе Канта для обнаружения его второй "Антиномии" в "Критике чистого Разума". Те, кто читал и понял, ясно увидят линию, которую оккультисты проводят между абсолютно идеальной Вселенной и невидимым, хотя и проявленным Космосом. Наши божества и монады не есть элементы самой пространственности, но лишь те, принадлежащие к невидимой Реальности, которая есть основа проявленного Космоса. Ни эзотерическая Философия, ни Кант, не говоря уже о Лейбнице, никогда не допустили бы, что пространственность может состоять из простых частей не имеющих протяженности. Но философы-теологи никогда не поймут этого. Круг и Точка - последняя отступает в первый и сливается с ним после выявления первых трех Точек и объединяя их с тремя линиями, образовав таким образом первое нуменальное основание Второго Треугольника в проявленном Мире, - всегда являлись непреодолимым препятствиями для теологических полетов в догматические эмпиреи. На основании авторитета этого архаического символа личный Бог, Создатель и Отец всего, становится третьестепенной эманацией; Сефира является четвертой в нисходящем порядке и помещается по левую сторону от Эйн-Софа в каббалистическом Дереве Жизни. Потому Монада разжалована в Носителя - до степени "Трона"! Монада и ее Логос в проявленном Мире как вершина проявленного равнобедренного треугольника, становится "Отцом". Левая сторона, или линия, есть диада, "Матерь", рассматриваемая как противодействующий принцип; правая сторона во всех Космогониях являет "Сына", "Мужа своей Матери", будучи единым с вершиною; линия основания есть мировой план производящей Природы и объединяет на феноменальном плане Отца-Матерь-Сына, так же как они были объединены в вершине в сверхчувственном Мире, в силу мистической трансмутации они стали Четверицею - Треугольник стал Квадратом. Это трансцендентальное применение геометрии к космческой и божественной теогонии - Альфе и Омеге мистического представления - было изуродовано после Пифагора Аристотелем. Исключив Точку и Круг и не приняв в соображение Вершину, он умалил метафизическую ценность идеи и таким образом ограничил величественную доктрину простой Троичностью - линией, поверхностью и телом. Его современные последователи, играющие в идеализм, истолковали эти геометрические фигуры как Пространство, Силу и Материю - "потенциальности взаимодействующего Единства". Материалистическая наука, воспринимая лишь линию основания проявленного Треугольника - план Материи - толкует это практически как (Отец)-Материя, (Матерь)-Материя и теоретически как Материя, Сила и Корреляция. Но для обыкновенного физика, как замечает один из каббалистов: "Пространство, и Сила, и Материя имеют то же значение, что и алгебраические знаки для математика; они просто условные символы, или Сила как Сила и Материя как Материя так же абсолютно неизвестны, как и предполагаемое пустое пространство, в котором они взаимно действуют". Символы изображают абстракции, и на них: "Физик основывает продуманные гипотезы начала вещей... он видит необходимость трех вещей в том, что он называет творением; место, где творить; посредника, которым творить; материал, из которого творить. И выразив эту гипотезу посредством терминов - пространство, сила и материя, он думает, что доказал существование того, что выражает каждый из этих терминов согласно его пониманию". Физик, рассматривающий Пространство как протяженность заполненное вакуумом и не имеющую отношение к вещам, находящимся в ней отвергает с презрением предпосылку, что Пространство есть: "Субстанциональная, хотя (очевидно пока) непознаваемая, живая Сущность". Таково, тем не менее, учение Каббалы, так же и архаической философии. Пространство есть действительный Мир, тогда как наш физический мир есть искусственный. Оно есть Одно Единство во всей Беспредельности; в своих бездонных глубинах, так же как и в своей иллюзорной внешности; внешности усеянной бесчисленными феноменальными Вселенными. Тем не менее, для восточного оккультиста, в глубине души объективного идеалиста, в действительном Мире, который есть Единение Сил, существует "связь всей Материи в Пленуме". Это символизировано в Треугольнике Пифагора. Он состоит из десяти Точек, вписанных наподобие пирамиды (от одной до четырех) внутри его трех сторон, и символизирует Вселенную в знаменитой Декаде Пифагора. Верхняя точка есть Монада и изображает Точку-Единицу, являющую Единство, откуда все исходит (здесь это надо понимать не в буквальном смысле, а в переносном, ибо монады единородны в элементарном виде, а их совокупность являет Единство в своей основе). Все единосущно с нею (в своей основе, так как из них состоит все материальное во Вселенной). Так как десять точек внутри ранобедренного треугольника изображает феноменальный мир, три строны, заключающие пирамиду точек, являются пределами нуменальной Материи или Субстанции, отделяющими ее от мира Мысли.

Некоторые возражают, что "ум человеческий не может представить себе неделимую единицу без уничтожения самой идеи и ее предмета". Это заблуждение, как это доказали пифогорейцы и многие ясновидцы до них, хотя необходимо специальное обучение для этого представления; и хотя непосвященный ум едва ли охватит это, но существуют такие вещи, как "мета-математика" и "мета-геометрия". Даже чистая и простая математика следует от общего к частному, от математической неделимой точки к различным фигурам. Учение это зародилось в Индии и в Европе преподано было Пифагором, который, набросив на Круг и Точку, - которые ни один из смертных не может определить иначе как непостижимыми абстракциями, - положил начало дифференцированной космической Материи в основание Треугольника. Так последний стал самой первой из геометрических фигур. Идеальный Треугольник - "как абстрактная идея треугольного тела и поэтому как тип абстрактной идеи" - ответил в совершенстве двоякому символизму, который имелся ввиду. Как эмблема, приложимая к объективной идее, простой треугольник стал телом. Повторенный из камня, обращенный на четыре стороны света, он принял форму пирамиды - символа слияния феноменального мира с нуменальной Вселенной Мысли у вершины четырех треугольников; и как "воображаемая фигура, построенная из трех математических линий", он символизирует субъективные сферы - эти линии "заключают математическое пространство", - что равно тому, что "ничто заключает ничто". И это только потому, что для чувств необученного сознания профана и ученого все находящееся за пределами линии дифференцированной материи - то есть вне и по ту сторону даже самой духовной субстанции - навсегда должно остаться равным этому ничто. Это есть Эйн-Соф.

Некоторые авторы, обсуждая каббалистические мистерии, возражают против объективизации, если можно так выразиться, представляя Пифагора и против употребления равнобедренного треугольника, называя его "ложным наименованием", ибо идеальный Треугольник, очерченный математическими воображаемыми линиями, "не может иметь никаких сторон, будучи просто призраком, созданным умом, и если ему придать стороны, то они должны быть сторонами предмета, конструктивно представляемого им". Но в таком случае большинство из научных гипотез не более нежели "умственные призраки"; они не проверяемы иначе как путем выводов, и были приняты лишь, что бы ответить нуждам науки. Эти "призраки ума" в действительности являются не большими абстракциями, нежели вообще абстрактные идеи эволюции и физического развития, - например, Тяготение, Материя и Силы и пр., - на котрых основаны точные науки. Самые выдающиеся химики и физики современности упорствуют в своих попытках проследить наконец Протил до его тайника, или же линию основания Треугольника Пифагора. Последний, как уже сказано, есть величайшее представление, ибо оно одновременно символизирует идеальную и феноменальную, видимую Вселенную. Ибо если "Возможная единица есть только возможность как действительность природы; как некая индивидуальность (и как) каждый индивидуальный природный предмет подлежит делению и вследствие деления теряет свое единство, или перестает быть единицею", то это верно только в области точной науки, мире таком же обманчивом, как и иллюзорном; в области эзотерической Науки Единица, делимая ad infinitum, вместо того что бы потерять свое единство, с каждым делением приближается к плану Единой Вечной Реальности. Духовный глаз Провидца может проследить ее и созерцать в всей прегенетической славе. Таже мысль о реальности субъективной Вселенной и нереальности объективной лежит в основах учений Пифагора и Платона - доступных лишь для избранных; ибо говоря о монаде и диаде, высказывается, что только первая считалась субстанциональной и реальной - "тем самым простым существом , причиной всего единства и мерой всех вещей". Но диада, хотя и начало материи, - следовательно, нереальное в философии - все же есть субстанция на протяжении Манвантары и есть связующая линия между двумя Точками, или Числами, которые произошли от ТОГО, "что было раньше всех Чисел". И от этой диады произошли все Искры высших и низших Миров, или Планов, находящихся в постоянном взаимодействии и соответствии. Это учение является общим для Каббалы и для Восточного Оккультизма. Искры являются "Душами", и эти Души появляются в троичной фоме монад, атомов и элементарных божеств - согласно оккультному Учению. Как гласит Эзотерический Катехезис:

"Каждый атом становится видимой, сложной единицей (молекулой), и, будучи привлеченной в сферу земной деятельности, монадическая сущность, проходя через элементальные, минеральное, растительное и животное царства, становится в будущем человеко-животным".

Далее:

"Божество, монада и атом являются соответствиями духа, ума и тела в человеке". В своей семиричной агрегации в каббалистическом смысле они есть "Небесный человек"; таким образом, земной человек есть временное отражение Небесного.

Еще: "Монады (дживы) суть души атомов: и те и другие есть ткань, в которую Коганы (Дхиани, Боги) облекаются когда им нужна форма".

Это отностися к космическим и sub-планетарным монадам, не к super-космическому Манасу, Монаде Пифагора, как она назывется в ее синтетическом аспекте пантеистическими перипатетиками. Монады настоящей диссертации обсуждаются со стороны их индивидуальности как атомические души до нисхождения этих атомов в чисто земную форму. Ибо это нисхождение в конкретную материю отмечает серединную точку их собственного индивидуального странствования. Нам хорошо известно, что Лейбниц несколько раз близко подходил к истине, но он неправильно определил монадическую Эволюцию; этому не следует удивляться, ибо он не был ни посвященным, ни даже мистиком, но лишь философом большой интуиции. Тем не менее, ни один психофизик никогда еще не подходил так близко к эзотерическому наброску общей схемы эволюции. Эта эволюция - рассматриваемая с ее нескольких основных точек, то есть как Вселенская и Индивидуализированная Монада и как главные аспекты Развивающейся Энергии после дифференциации, аспекты чисто духовный, интеллектуальный, психический и физический, - эта эволюция может быть сформулирована, таким образом, как неизменный закон: нисхождение духа в материю, эквивалентное вхождению в физической эволюции; восхождение из глубин материальности к ее status quo ante, с соответствующим разложением конкретной формы и субстанции вплоть до лайя-состояния, или что наука называет "нулевой точкою". Эти состояния - раз только дух эзотерической Философии правильно понят - становятся абсолютно необходимыми в силу простых логических соображений и аналогий. Физическая наука, заявившая через ее отдел химии о неизменном законе этой эволюции атомов, - из их состояния "протила" в нисходящем порядке до физической и затем до химической частичны, или молекулы, - не может отбросить эти состояния как общий закон. И раз только она будет вытеснена своими врагами - метафизикой и психологией - из своей неприступной крепости, ей будет труднее, чем это кажется сейчас, отказать в месте в необъятностях Пространства планетарным Духам (Богам), Элементалам и даже Элементариям, призракам, или привидениям и пр. Уже многие позитивисты и материалисты сдались перед этой логической необходимостью. Другие так же последуют за ними в этом интеллектуальном "Падении". Они будут выбиты из своих позиций не духовными, теософическими или какими-либо физическими феноменами, но просто огромными пробелами и пропастями, которые открываются и будут продолжать открываться перед ними, по мере того как одно открытие будет следовать за другим, пока наконец они не будут сбиты с ног девятым валом простого здравого смысла. В качестве примера можно взять открытие Круксом того, что он назвал Протилом.

Вообще его "Генезис Элементов" есть почти подтверждение учений эзотерической Философии отностительно пути первичной эволюции. Это теория великого ученого и специалиста по химии (насколько это верно, будет вполне доказано, лишь когда открытие Круксом лучистой материи повлечет дальнейшее озарение относительно истинного источника света и тем революционирует все настоящие теории. Дальнейшее ознакомление с северными потоками Полярного Сияния может помочь в признании этой истины) является наибольшим приближением к Тайной Доктрине, какое только могло быть достигнуто без приложения монад и атомов к догмам чисто трансцендентальной метафизики и их связи и соотношения с "божествами и разумными, сознательными Монадами". Химия находится на своем восходящем плане благодаря одному из ее величайших европейских представителей. Она больше не может вернуться назад ко дню, когда материализм рассматривал ее субэлементы как простые тела. Маска была сорвана слишком искусной рукою, чтобы опасаться нового переодевания.

Переврот, произведенный Авогадро в старой химии, был первою страницею "Новой Химии", Крукс открыл вторую страницу и смело указывает на ту, что может явиться последней. Ибо если только Протил буде принят и признан - как был признан невидимый эфир, ибо оба они логические и научные необходимости, химия перестанет в действительности существовать; она появится в своем перевоплощении как "Новая Алхимия" или "Мета-Химия". Исследователь, открывший лучистую материю, оправдает со временем архаические арийские труды по Оккультизму и даже Веды и Пураны. Ибо что есть проявленные "Матерь", "Отец-Сын-Муж" (Адити и Дакша - форма Брамы, как Творцы) и "Сын" - трое "Перворожденные", как не просто водород, кислород и то, что в своем земном проявлении называется атом. Даже экзотерические описания "Перворожденной" Триады дают все признаки этих трех "газов". Пристлей открыл кислород или то, что было известно в величайшей древности.

Однако все древние, средневековые и современные поэты и философы были опережены даже в экзотерических индусских книгах, что касается элементарных вихрей, зачатых Мировым Разумом. "Пленум" материи, по Декарту, дифференцированный на частицы; "эфирный флюид" Лейбница и "примитивный флюид" Канта, разложенный на свои элементы; солнечный вихрь и системные вихри Кеплера; кроче говоря, от Анаксагора до Галилея, Торричелли и Сведенборга и после них до последних спекуляций европейских мистиков - все это находимо в индусских гимнах или мантрах к "божествам, монадам и атомам", во всей их полноте. В эзотерических Учениях наиболее трансцендентальные представления Вселенной и ее тайн, так же как и теории, кажущиеся самыми материалистическими , находятся в полной согласованности, ибо эти науки охватывают весь размер эволюции от так называемого духа до материи. Как сказал один теософ: "Монады (Лейбница) могут, с одной точки зрения, быть названы силою, с другой - материей (духовной). Для оккультной Науки сила и материя сути лишь две строны одной и той же субстанции". Пусть ученые запомнят эти "монады" Лейбница, из которых каждая есть живое зеркало Вселенной, ибо каждая монада отражает каждую другую, и сравнив этот взгляд и определение с некоторыми санскритскими стихами, в которых сказано, что творческий источник разума, "сокрытый покровом плотной тьмы, создал зеркала атомов мира и отбросил отображение своего собственного лика в каждом атоме".

Потому, когда Крукс заявляет, что: "Если мы сможем показать, каким образом так называемые элементы могли быть зарождены, мы сможем заполнить ужасающий пробел в нашем знании Вселенной". Ответ готов. Теоретическое знание заключается в эзотерическом смысле каждой индусской космогонии, в Пуранах; практическое доказательство этого находится в руках тех, кто не будут признаны в этих двух последних столетиях, разве только очень немногими. Научные возможности разнообразных открытий, которые неукоснительно должны вести точную науку к принятию Восточных оккультных взглядов, содержащих весь требуемый материал для заполнения этих "пробелов", пока что зависят от милости современного материализма. Лишь работая в направлении, принятом Круксом, можно питать надежду на принятие некоторых, до сего времени оккультных истин. Пока что каждый жаждущий получить намек не практическую диаграмму Первозданной Материи - котрая, отделяясь и дифференцируясь под импульсом циклического закона, делится в общем на семиричную градацию Субстанции, - не может лучше поступить, нежели просмотреть таблицы, присоединенные к лекции Крукса о "Генезисе Элементов", и хорошо продумать некоторые места текста. В одном месте он говорит: "Наши понятия о химическом элементе расширились. До сих пор молекула рассматривалась как агрегат двух атомов и больше, и архитектурный рисунок, на основании которого эти атомы соединялись, не принимался в расчет. Мы можем считать, что строение химического элемента является более сложным, нежели до сих пор предполагалось. Среди молекул, с которыми мы привыкли иметь дело в химических реакциях, и конечных атомов как первозданных имеются меньшие молекулы, или агрегаты физических атомов; эти субмолекулы разнятся одна от другой согласно занимаемому ими месту в строении иттрия. Пожалуй эта гипотеза может быть упрощена, если мы представим себе иттрий как пятишиллинговую монету. Химическим дроблением я разделил на пять отдельных шиллингов и нахожу, что эти шиллинги не являются дубликатами, но подобно атомам углерода в бензоловом кольце, носят печати своего положения 1,2,3,4,5, запечатленного на них... Если я брошу мои шиллинги в плавильный тигель и разложу их химически, то чеканное клеймо исчезает и все они обращаются в серебро". Тоже произойдет со всеми атомами и молекулами при разъединении их со своими сложными формами и телами - когда наступит Пралайя. Возмите обратный случай и представьте себе зарю новой Манвантары. Чистое "серебро" поглощенного материала еще раз отделится в Субстанцию, которое даст рождение "Божественным Сущностям", "Принципы" (соответствуют в космической скале духу, Душе, жизни и трем их носителям-телам) которых суть первичные элементы, субэлементы, физические энергии, субъективная и объективная материя; или как они названы - БОЖЕСТВА, МОНАДЫ и АТОМЫ.

Если оставив на минуту метафизическую или трансцендентальную сторону этого вопроса - исключая из настоящего соображения сверхестественные и разумные Существа и Сущности, в которых верят каббалисты и христиане, - мы обратимся к теории атомистической эволюции, то все же окажется, что оккультные Учения подтверждаются современной наукою и ее признаниями, по крайней мере в том, что касается предполагаемых "простых элементов", низложенных в разряд бедных и дальних родственников, даже не в троюродных кузенов этих последних. В "Разоблаченной Изиде" сказано: "Тайна первого творения, бывшая всегда предметом отчаяния для науки, непроницаема, если только мы не примем доктрину Гермеса. Если бы он (Дарвин) мог перенести свои искания из видимого мира в невидимый, он мог бы оказаться на правильном пути. Но тогда он следовал бы стопам герметистов". Пророчество оккультистов подтверждается. Но между Гермесом и Гексли существует среднее направление и точка зрения. Пусть ученые только на полдороги перебросят мост и задумаются серьезно над теориями Лейбница. Оккультисты высказали свои теории относительно эволюции атомов - последнее их формирование в сложные химические молекулы производится в физических мастерских атмосфер планет, а не в другом каком месте, - теории эти хорошо согласуются с эволюцией атомов, показанной в таблице Крукса. Уже было указано в предыдущих главах, что Мартанда или Солнце эволюционировало и агрегировалось вместе со своими меньшими братьями из Лона своей Матери-Адити; эта Утроба и есть Prima-Materia - первозданный Протил Крукса. Эзотерическая Доктрина учит существованию "предшествующей формы энергии, имеющей периодические циклы отлива и набухания, покоя и деятельности". И вот обратите внимание, великий ученый требует признания этого как одного из его постулатов! Оккультисты явили "Матерь" огненной и жаркой, постепенно охлаждающейся и становящейся лучистой, и этот самый ученый утверждает свой второй постулат как научную необходимость - по-видимому, "внутреннее действо, сходное с охлаждением, медленно оперирует в Протиле". Оккультная наука учит, что "Матерь" лежит распростертая в Беспредельности в время Пралайи как Глубь, "как сухие Воды Пространства" согласно забавному выражению в Катехезисе, и становится влажной только после разбухания и движения над ее поверхностью Нараяны, "духа, который есть невидимое пламя, который не горит , но воспламеняет все, до чего он коснется, и дает тому жизнь и мощь зарождения". И сейчас наука говорит нам, что перворожденный элемент... наиболее родственный Протилу, будет "водород... который в течение некоторого времени должен был быть единой существующей формой материи" во Вселенной. А что говорит Древняя Наука? Она отвечает: именно так; но оккультисты назвали бы водород и кислород (который вливает в "Матерь" посредством инкубации огонь жизни) - в догенетические века - духом, нуменом того, что становится в своей грубейшей форме кислородом, водородом и азотом (на Земле). Азот не имеет божественного начала и есть просто замороженный цемент дл соединения других газов и служит как губка для несения в себе Дыхания Жизни, чистого воздуха (который, если будет выделен алхимически, даст дух Жизни и ее элексир). Прежде чем стать тем, чем они являются в нашей атмосфере, эти газы и флюиды были междупланетным Эфиром; еще раньше и на более высоком плане - чем-то иным, и так далее ad infinitum. Обращаясь далее к психологической и метафизической стороне вопроса мы только заметим, что "двум очень разумным постулатам", в которых очень нуждается Крукс, что бы получить проблеск в некоторые тайны, столь сокрытые во тьме за "вратами Неизвестного", третий должен быть добавлен (прежде всего, постулат, что нет в природе такой вещи, как неорганические субстанции или тела. Камни, минералы и даже химические "атомы" суть просто органические единицы в глубокой летаргии. Их спячка подходит к концу и их инерция становится активностью) - иначе никакая бомбардировка их не поможет; именно постулат, что Лейбниц опирался на твердую основу фактов и истины в своих умозрениях. Замечательный синопсис этих рассуждений - данный Д.Т.Мерцем в его сочинении "Лейбниц" - указывает, насколько близко коснулся он сокрытых тайн эзотерической Теогонии в своей Монадологии. И все же этот философ в своих рассуждениях едва поднялся над первыми планами низших принципов Великого Космического Тела. Его теория не поднимается на более высокие вершины, нежели вершины проявленной жизни, самосознания и разума, оставляя незатронутыми области ранних послегенетических тайн, ибо его эфирный флюид является послепланетным. Но этот третий постулат едва ли будет принят современными учеными; и, подобно Декарту, они предпочтут, скорее, придержаться свойств внешних вещей, которые, так же как пространственность, не способны объяснить феномены движения, нежели признать последнее как независимую Силу. Они никогда не станут антикартезианцами в этом поколении; также они не признают, что: "Это свойство инерции не есть чисто геометрическое свойство; что оно просто указывает на существование нечто такого во внешних телах, что не есть просто протяженность". Это есть мысль Лейбница и он назвал это "нечто" Силою и утверждал, что внешние вещи одарены Силою, и чтобы быть носителями этой Силы, они должны иметь Субстанцию , ибо они не есть безжизненные и инертные массы, но центры и носители Формы - чисто эзотерическое утверждение, ибо Лила, согласно Лейбницу, есть активный принцип, заключение, уничтожающее разделение между разумом и материей.

Оставляя в стороне основную разницу между системой Лейбница и оккультной Философией в вопросе о монадах, что может быть сделано, имея перед собой его Монадолгию, обратимся прямо к оккультным Наукам и посмотрим, что добавляют они. Они говорят, что то, что Лейбниц называет коллективно Монадами, - беря общие и выключая на это время каждое подразделение из обсуждения - может быть разделено на три определенных Воинства (эти три "грубые разделения" отвечают духу или душе, разуму и телу в человеческом строении), которые, считая от самых высоких планов, суть прежде всего "Божества" или сознательные духовные Эго; разумные Зодчие, вырабатывающие план Божественного Разума. Затем идут Элементалы или Монады, составляющие коллективно и бессознательно великие мировые Зеркала всего связующего с их соответствующими царствами. Наконец, "атомы" или материальные молекулы, в свою очередь, одушевленные своими "познающими" монадами, так же как и каждая клеточка в человеческом теле. Существуют массы таких одушевленных атомов, которые, в свою очередь, одушевляют молекулы; и бесчисленность духовных Сил - не имеющих монад, ибо они являются совершенными бестелесностями, исключая те случаи, когда в силу известных законов они принимают форму - которая не является неизбежно человеческой. Откуда субстанция, облекающая их - тот видимый организм, который они развивают вокруг своих центров? Лишенные формы (арупа) Излучения, существуя в гармонии Вселенской Воли и составляя то, что оккультисты назыают коллктивностью или агрегатом Космической Воли на плане субъективной Вселенной, объединяют бесконечность Монад - каждая будучи зеркалом своей собственной вселенной - и таким образом индивидуализирует на время независимый Разум, всеведающий и вездесущий. И тем же самым процессом магнетической аргегации они создают себе объективные, видимые тела из междупланетных атомов. Ибо атомы и Монады, соединенные или разъединенные, простые и сложные, с момента первой дифференциации являются лишь телесными, психическими, и духовными "принципами" Божеств или духовных Эго, которые сами являются Излучениями Первозданной Природы. Таким образом, для взора ясновидца высшие Планетные Силы являются под двумя аспектами: субъективным - как воздействия и объективным - как мистические формы, которые в силу кармического Закона становятся Присутствием; дух и материя будучи едины, как уже неоднократно утверждалось. Матери есть дух на седьмом плане КВС; дух есть материя в нисходящих планах и грубая материя на низшей точке своей деятельности или на первом плане-сфере Кольца.

Атомы в Оккультизме называются вибрациями, так же звуком - коллективно. Все волны и ондуляции науки производятся атомами, устремляющими свои силы-энергии к деятельности изнутри. Атомы наполняют безбрежности Пространства и, в силу своих непрерывных вибраций, являются тем ДВИЖЕНИЕМ, которое поддерживает колеса Жизни в непрерывном устремлении. Это и есть та внутренняя работа, которая производит природный феномен, называемый корреляцией Сил. Только у основания каждой такой "Силы" стоит сознательный руководящий нуменон, ее божество или дух, правящие Силы и которые являются одними и теми же.

Hosted by uCoz