Глава 11. Эволюция циклов и Карма

Именно духовная эволюция внутреннего человека или ее космической индивидуальности составляет основную доктрину оккультных Наук. Чтобы хотя бы слегка понять подобный процесс, ученик должен верить а) в Единую Общемировую Жизнь, независимую от того, что наука рассматривает как материю, и б) в индивидуальные разумы оживотворяющие рзличные манифестации этого Принципа.

Единая Жизнь тесно связана с Единым Законом, который управляет Миром Бытия, с Кармою. Экзотерически это означает просто и дословно - "действие" или, скорее "производящую следствие причину". Эзотерически это есть нечто другое, в смысле его далеко простирающихся моральных следствий. Это есть безошибочный Закон Воздаяния. Сказать тем, кто не ведает об истинном смысле, характере и значении этого непреложного Закона, что никакое теологическое определение Личного Божества не может дать представления этого безличного, тем не менее, вечно сущего и действенного Принципа, - значит говорить тщетно. Также нельзя назвать это Провидением; ибо Провидение, согласно теистам, - протестантам, во всяком случае, - избирает облик мужского пола, тогда как у римско-католиков оно является женскою мощью. "Божественное Провидение, говорит нам теолог, - умеряет Свои Благословления, чтобы обеспечить им лучшие следствия". Действительно, "Он" умеряет их, чего не делает Карма - лишенный пола принцип.

Ранее было показано, что при первом трепете вновь возрождающейся жизни Свбхават, "Изменчивое Сияние Неизменной Тьмы бессознательной в Вечности", переходит, при каждом новом нарождении Космоса (какой-нибудь новой Вселенной), из бездейственного состояния в состояние напряженного действия (при воздействии ЭОУА), дифференцируется и затем начинает свою работу посредством этой дифференциации или разделения. И эта работа есть Карма. Все циклы так же подчинены следствиям, произведенным этой деятельностью.

"Единый космический атом становится семью атомами на плане материи (физической Сферы КВС), и каждый превращается в центр энергии; тот же самый атом становится семью Лучами (духовно); и семь творческих сил Природы, излучающиеся из основной сущности... следуют одни правою, другие левою тропою, разъединенные до конца Кальпы и, тем не менее, в тесном переплетении. Что объединяет их? Карма! Первичные атомы выявляют в свою очередь новые центры энергии, которые под воздействием мощного дыхания монадических волн Абсолюта возбуждающих Свабхават начинают свою работу изнутри наружу и размножают другие, меньшие центры. Эти центры, в свою очередь, порождают следующие и так далее до физического плана в течение инволюции образуют корни или развивающиеся причины новых следствий, начиная от миров и планет, до родов, видов и классов всех их семи царств, их которых нам известно лишь четыре. Ибо, как говорит Книга афоризмов Цон-Ка-па: "Благословенные труженники получили Тхиан-кам в вечности". Тхиан-кам есть мощь или знание, позволяющее направлять импульсы космической энергии в правильном направлении. Истинный буддист, не признающий ни "Личного Бога", ни "Отца" и "Создателя Неба и Земли", все же верит в Абсолютное Сознание, Ади-Буддхи; и буддист-философ знает, что существуют планетарные Духи, Дхиан-Коганы. И хотя он признает "духовные жизни", но так как они являются временными по отношению к вечности, то даже они, согласно его философии, суть Майя Дня, Иллюзия "Дня Брамы".

Инь-Синь недоступна человеческим умозаключениям, ибо Владыка Будда строго запрещал все подобные вопросы. Если Дхиан-Коганы и все Невидимые Существа - Семь Центров и их непосредственные Эманации, меньшие центры энергии, - суть прямое отображение Единого Света, то люди далеки от этого, ибо весь видимый Космос состоит из "самосозданных существ, порождений Кармы". Таким образом, рассматривая личного Бога "лишь как гигантскую тень, отброшенную в пустоту пространства воображением невежественного человечества", они учат, что только "две вещи (объективно) вечны - именно Акаша и Нирвана"; и что в действительности они едины и лишь Майя, когда разъединены. Если бы брамин - ведантист секты Адвайта - был спрошен, верит ли он в существование Бога, он наверно ответил бы: "Я сам есмь "Бог", тогда как буддист просто рассмеялся бы и сказал: "Нет Бога, нет и Творения". Тем не менее, основная философия как адвайтистов, так и буддистов тождественна, и обе имеют то же уважение к животной жизни, ибо обе верят, что каждое существо, каждая тварь на Земле (и других планетах), как бы ни была она мала и ничтожна, "есть бессмертная частица бессмертной Материи" - Материя для них имеет совершенно иное значение, нежели для материалиста, - и каждое существо подлежит своей карме.

Ответ брамина был бы понятен каждому древнему философу, каббалисту и гностику ранних дней. Он содержит в себе самый дух дельфических и каббалистических заветов, ибо эзотерическая Философия века назад решила проблему, чем человек был, есть и будет. Не у физических наук сможем мы когда-либо найти разъяснение человеку, загадке прошлого и будущего; ибо ни один современный философ не может даже сказать нам, что есть человек, каким он известен сейчас физиологии и психологии. В своих сомнениях, является ли человек Божеством или животным, наука связала его с последним и производит его от животного. Конечно, задача анализа и классификации человеческого существа как земного животного может быть предоставлена науке, которую никто, как оккультисты, так не почитает и не уважает. Они признают ее основы и замечательную работу сделанную ею, успехи, достигнутые в физиологии и биологии. Но внутреняя или духовная, психическая и даже моральная природа человека не может быть оставлена на милость впитанного материализма; ибо даже более высокая философия психологии Запада не может в своей настоящей неполности и склонности к определенному агностицизму, воздать должное внутреннему человеку; особенно его высшим способностям и восприятиям и тем состояниям сознания, на пути к достижению которых авторитеты от науки проводят определенную линию, говоря - "Настолько, но не дальше, продвинешьрся ты".

Ни один оккультист не будет отрицать, что земной человек - наравне с любым организмом, стеблем травы и кристаллом - по своей физической формации является продуктом эволюционных сил Природы, путем бесчисленных серий трансформаций; но этот факт иначе представлен ими. Не против зоологических и антропологических открытий, основанных на ископаемых человека и животного, внутренне восстает каждый мистик и верующий в Божественную душу, но лишь против необоснованных заключений, построенных на предубежденных теориях, приспособленных к известным предрассудкам. Предпосылки ученых не всегда могут быть правильными или неправильными, и так как некоторые из этих теорий имеют лишь краткую жизнь, то и выводы из них у эволюционистов - материалистов всегда будут односторонними. И тем не менее, большинство людей науки, опираясь именно на такой весьма кратковременный авторитет, часто получают почести там, где они менее всего заслуживают их.

Чтоб явить действие Кармы - в периодических обновлениях Вселенной - более очевидных и понятных ученику, когда он доходит до происхождения и эволюции человека, он должен просмотреть вместе с нами эзотерическое воздействие кармических Циклов на Общемировую Этику. Вопрос о том, имеют ли эти таинственные подразделения времени, называемые индусами Югами и Кальпами и так изобразительно циклами, кольцами или кругами - греками, какое-либо влияние или прямую связь с человеческой жизнью? Даже экзотерическая философия объясняет, что эти циклы времени постоянно возвращаются, периодически и разумно в Пространстве. Существуют "Циклы материи" и существуют "Цилы духовной эволюции", также расовые, национальные и индивидуальные Циклы. Не разрешит ли нам эзотерическое умозрение более глубокое проникновение в их действия?

Согласно учениям, Майя - иллюзорная видимость чередующихся событий и действий не планете - изменяется и разнится соответственно народам и местностям. Но главные черты жизни каждого человека всегда в согласии с "Созвездием", под которым человек родился или, так сказать, с характерными чертами оживотворяющего его принципа или Божества активного в это время. В древнем символизме это было всегда Солнце - хотя подразумевалось духовное, но не Солнце видимое, - которое посылало соответствующие излучения через 12 своих сегментов. Наша судьба не начертана не звездах, которые слишком далеко. Дело в другом, а именно, чем ближе единение между смертным отображением, каким является человек на физическом плане и его небесным Прототипом - внутренним духовным человеком, тем менее опасны внешние события и последующие воплощения, - которых ни Будда, ни Христос не могут избежать. Это не есть суеверие и менее всего фанатизм. Последний предполагает слепое течение еще более слепой мощи, но человек - свободный деятель во время своего пребывания на планетах физического плана КВС. Он не может избежать своей руководящей Судьбы, но он имеет выбор двух путей, которые ведут его в этом направлении, и он может достичь предела несчастья - если оно ему предназначено - либо в белых одеждах мученника, или в запятнанных одеждах добровольца тропы зла; ибо существуют внешние и внутренние условия, которые влияют на решение нашей воли в отношении наших поступков, и зависит от нас самих, следовать тем или другим. Кто верит в Карму, должен верить в Судьбу, которую от рождения до смерти каждый человек ткет нить за нитью вокруг себя, как паук свою пряжу; и эта судьба направляется духовным гласом невидимого Прототипа внутри нас, а также отрицательным опытом прошлых воплощений записанным в эфирно-астральной Кундалини, этой универсальной энергии воздействующей постоянно на низшее сознание, и который, увы, является злым гением большинства воплощенных индивидов. Оба этих воздействия ведут сознание человека, но одно из них должно преобладать; и с самого начала невидимого конфликта неумолимый закон Воздаяния вступает и действует, точно следуя за колебаниями борьбы. Когда последняя нить соткана и человек как бы обернут в сеть своих деяний, он видит себя всецело во власти судьбы им самим сложенной. И тогда она или прикрепляет его, как ракушку к неподвижной скале, или же уносит его, подобно перышку в вихре, вызванном его собственными действиями, и это есть Карма.

Продолжая тему скажем, что существует предопределение в геологической жизни нашей планеты, так же как и в истории прошлого и будущего рас и народов. Это тесно связано с тем, что оккультисты называют Кармой и что называется пантеистами Запада Немезидою. Закон эволюции несет сейчас нас по восходящей дуге нашего малого последнего цикла до момента, когда следствия еще раз будут поглощены и вновь станут тогда нейтрализованными причинами, и где все, что было затронуто ими, обретет свою первоначальную гармонию. Это будет циклом этого нашего круга, мгновением на протяжении Великого Цикла или Маха-Юги.

Оккультная наука указывает, что Природа действует с определенной целью, результаты которой всегда двояки. Циклы - колеса внутри колес - не захватывают все человечество в одно и то же время. Отсюда вытекает трудность понимания и различия их, что касается их физических и духовных следствий, без полного осознания их отношений и воздействий на соответствующие положения народов и рас в их судьбе и эволюции. Эта система не может быть понята, если духовное воздействие этих периодов - предуказанное, так сказать, кармическим законом - будет отделено от их физического течения. Вычисления лучших астрологов будут неуспешны или несовершенны, если только это двойное воздействие не будет вполне принято в соображение и понято в этих линиях. И это знание может быть достигнуто лишь через ПОСВЯЩЕНИЕ!

Великий Цикл включает продвижение человечества от появления человека эфирной формы. Цикл этот проходит через внутренние циклы прогрессирующей человеческой эволюции, от этой эфирной формы по нисходящей дуге к полуэфирной и, наконец, чисто физической; вплоть до освобождения человека от его "одеяния плоти", после чего он продолжает свой бег, затем снова восходит, чтобы достичь кульминационной точки одного Круга, когда, по истечении семи меньших циклов, манвантарный Змий "закусает свой хвост". Эти великие расовые Циклы одинаково затрагивают все народы и племена, входящие в эту особую Расу; но существуют меньшие и национальные, так же как и племенные циклы внутри этих циклов, которые протекают своим чередом, независимо друг от друга. Они называются в Восточном Эзотеризме кармическими Циклами. На Западе - с тех пор как Языческая Мудрость была отвергнута как взрощенная и развившаяся благодаря Темным Силам, которые якобы находятся в противодействии и постоянной войне с малым племенным Иеговой, - полное и грозное значение греческой Немезиды, или Кармы, было совершенно забыто. Иначе христиане лучше бы поняли глубокую истину, что Немезида не имеет атрибутов; что грозная Богиня абсолютна и непреложна как Принцип, но мы сами - нации и индивидуумы - приводим его в действие и даем импульс его направлению. Карма-Немезида есть создатель народов и смертных, но раз они созданы, то именно они делают из нее или Фурию, или Ангела вознаграждающего. Да, "мудры те, кто преклоняется перед Немезидою", - как говорит Хор Протею. И не мудры те, кто думают, что Богиню можно умилостивить жертвоприношениями и молениями или же что ее колесо может отклониться от пути, раз им принятого. "Три Парки и всегда зоркие Фурии" суть ее атрибуты лишь на этой планете и порождены нами самими, ибо мы сообща и индивидуально уготовляем им. Карма-Немезида - синоним Провидения, исключая намерения, доброты и всякого другого законченного свойства и квалификации, так антифилософски приписываемых последнему. Оккультист не будет говорить о доброте или жестокости Провидения; но отождествляя его с Кармой-Немезидою, он будет, тем не менее, учить, что охраняет праведных и блюдет над ними в этой и будущих жизнях; и что он карает злодея до тех пор, пока следствие, которое вызвано было им приведением в пертурбацию даже малейшего атома в беспредельном мире Гармонии, не будет наконец искуплено. Ибо единое Веление Кармы - вечное и неизменное Веление - есть абсолютная Гармония в Мире материи, как она существует в Мире духа. Поэтому это не карма, что награждает или карает, но мы сами награждаем или караем себя, согласно тому, работаем ли мы с Природою, в Природе и посредством Природы, подчиняясь законам, от которых зависит эта Гармония, или же - нарушаем их. Также пути Кармы не были бы неисповедимыми, если бы люди действовали в единении и гармонии, вместо разъединения и борьбы. Ибо наше неведение этих путей - которые одна часть человечества называет путями Провидения, темными и запутанными, тогда как другая часть видит в них действие слепого Фатализма, а третья - просто Случайность, лишенную Богов и дъяволов, чтобы руководить ими, конечно, исчезла бы, если мы приписали бы их истинным причинам. Именно постоянная наличность среди нас всякого элемента борьбы и противодействия и разделения народов, племен, обществ и индивидуумов на Каинов и Авелей, волков и ягнят является главной причиной "путей Провидения". Мы стоим растерянные перед тайной наших собственных деяний и загадками жизни, которые мы не хотим решить, и затем обвиняем великого Сфинкса в пожирании нас. Но истинно, нет ни одного случая в наших жизнях, ни одного несчастливого дня или бедствия, которые не могли быть прослежены назад и отнесены к нашим собственным поступкам в этой или других жизнях. Поэтому, если кто беспомощен перед этим непреложным Законом, то это не мы сами, создатели судеб наших, но, скорее, те Ангелы, Охранители Гармонии. Карма-Немезида не более нежели духовное, динамическое следствие порожденных причин и сил, пробужденных к деятельности нашими собственными действиями. Это есть закон оккультной Динамики, что "данное количество энергии, затраченное на духовном плане, производит гораздо большие следствия, нежели то же самое количество, потраченное на физическом, объективном плане существования". Это положение будет продолжаться, пока духовная интуиция человечества не раскроется вполне, пока мы не начнем действовать изнутри, вместо того чтобы постоянно следовать импульсам извне, импульсам, порожденным нашими физическими чувствами и грубым эгоистическим телом. До тех пор единственными паллиативами против зол жизни будут единение и гармония - Братство и Альтруизм, но не только на словах. Уничтожение одной плохой причины подавит не одно, но многие плохие следствия. И если Братство или даже много Братств не будут в состоянии противодействовать народам в очередном перерезании друг другу горла, все же единение в мысли и действии и философские исследования тайн Бытия всегда остановят некоторых личностей, старающихся понять то, что оставалось для них загадкой, от порождения добавочных причин зла в мире, уже настолько переполненном бедствиями и злом. Знание Кармы дает убеждение, что если "...бедствие добродетели и торжество порока создают атеистов среди людей", то это потому, что человечество всегда закрывало глаза на великую истину, что человек сам свой спаситель и свой разрушитель. Он не должен обвинять Небеса и Богов, Судьбы и Провидение в явной несправедливости, действующей среди человечества. Но пусть он лучше припомнит и повторит фрагмент греческой Мудрости, предостерегающей человека от обвинения ТОГО, что "Справедливо, хотя и сокрыто, путями необозначенными ведет нас от поступка к наказанию, безошибочно вперед"; и таковы сейчас пути, по которым народы Европы и Америки шествуют вперед. Каждый народ и племя западных арийцев, так же , как и их восточные братья Пятой Расы, имели свой Золотой и свой Железный Век; свой период сравнительной безответственности, или свой Сатья-Век, век чистоты, и теперь некоторые из них достигли Железного Века Кали-Юги, Века черного от ужасов.

Hosted by uCoz