Глава 14. Итог положения

Все положение было представлено читающему с двух сторон и ему надлежит решить - говорит ли итог в пользу оккультистов или нет? Если бы в Природе существовала такая вещь, как пустота - вакуум в Природе, то следовало бы найти ее воспроизведенной, согласно физическому закону, в умах неудачных поклонников "светил" науки, проводящих свое время в обоюдном уничтожении своих учений. Если теория, что "два света производят тьму", нашла себе когда-либо приложение, то это именно в данном случае, где одна половина "светил" предписывает своим приверженцам принять на веру "их силы" и "способы движения", тогда как другая половина отрицает самое существование таковых. "Эфир, Материя, Энергия" - священная и постатная троица, три принципа Бога, истинно, неизвестного науке, называемого ими ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИРОДОЙ! Теология обвиняется и высмеивается за веру в единство трех лиц в одном Божестве - Единый Бог в смысле естества, три лица в отношении индивидуальности; а оккультистов осмеивают за их веру в недосказанные и недоказуемые доктрины, в дъяволов, духов и Богов.

Теософ и оккультист, которые, однако, ничего не берут на веру, ни даже точную науку, спиритуалист, отрицающий догмы, но верящий в духов и в невидимые, но мощные влияния,- все они имеют равную долю в это презрении. Прекрасно, тогда оккультистам остается в последний раз исследовать, не действует ли точная наука именно тем же способом, как и теософия, спиритуализм и теология?

В сочинениях, считающимися образцовыми в науке, авторы которых полагают с большой силой и убеждением огромные открытия науки и немногочисленные победы над старыми мнениями, каждый раз как они отваживаются восставать против нее, мы читаем:

"Из чего состоит материальная Вселенная? Из Эфира, Материи, Энергии".

Мы останавливаемся, чтобы спросить - что есть Эфир? И нам отвечают во имя науки: "Эфир в действительности еще не известен нам путем опытного исследования, доступного нашим чувствам, но он есть своего рода сущность, которую мы принуждены допустить, чтобы объяснить феномены света и тепла".

А что есть Материя? Знаете ли вы о ней больше, нежели о "гипотетическом" посреднике, Эфире? "Точно говоря, это верно, что химические исследования ничего не могут сказать нам... непосредственно о составе живой материи, и ... также верно, что мы мало знаем о составе любого существующего (материального) тела кроме как то, что оно состоит из атомов".

А Энергия? "Энергия есть то, что известно нам лишь по своим следствиям" А точнее? "В механике существует кинетическая и потенциальная энергия: работа, действительно произведенная, и способность производить ее. Что же касается природы молекулярной энергии или Сил, то различные феномены, представляемые телами, указывают, что их молекулы находятся под действием двух противоположных сил, одна стремится их соединить, другая разлучить их... Первая сила... называется молекулярным притяжением... вторая сила обязана... двигающей силе". Именно так: именно природу этой двигающей силы мы и хотим знать. Что это? "Мы не знаем!" - таков неизменный ответ.

Итак, все здание современной науки построено из своего рода Протеюподобной "Субстанции, которая не уловима нашими чувствами", и на следствиях, призрачных и обманчивых блуждающих огоньках чего-то, совершенно неизвестного и находящегося за пределами досягаемости современной науки. "Самодвижущиеся" атомы! Самодвижущиеся Солнца и планеты! Но кто или что есть все они, если они все самоодарены движением? Почему же тогда осмеян наш "Самодвижущейся Архей"? Тайна отвергнута и высмеяна наукой и, как справедливо сказано, "Она не может избежать этого. Тайна есть рок науки" (отец Феликс). Слова французского проповедника - наши слова, и они приводятся в "Разоблаченной Изиде". "Кто,- спрашивает он,- кто из вас, людей науки,- оказался в состоянии проникнуть в тайну образования тела, зарождения одного атома? Что заключается, я не скажу, в центре Солнца, но в центре атома? Кто исследовал до дна глубину песчинки? Песчинка, господа, была изучаема наукою на протяжении тысячелетий; наука оборачивала ее и так и сяк; она делит и подразделяет ее, она мучает ее своими исследованиями; она пытает ее своими вопросами, чтоб исторгнуть из нее конечное слово относительно тайны ее строения; она вопрошает ее ненасытным любопытством: "Должна ли я делить тебя до бесконечности? И, вися над этой бездною, наука колеблется, теряет почву, она чувствует себя ослепленной, она испытывает головокружение и в отчаянии восклицает: "Я НЕ ЗНАЮ".

Но если вы в таком же полном неведении относительно зарождения и скрытой причины песчинки, то как можете вы проявить интуицию, что касается зарождения единого живого существа? Откуда живое существо получает свою жизнь? Где она начинается? Что есть жизненный принцип?"

Отрицают ли ученые все эти обвинения? Ни в коем случае. Насколько действительно мало известно о материальной Вселенной, подозревалось на протяжении многих лет по признанию самих ученых. И сейчас имеются некоторые материалисты, которые хотели бы даже отказаться от Эфира - каким бы термином ни определила наука Субстанцию, нумен которой буддисты называют Свабхават. С времен самых ранних философов, записи которых перешли в потомство, вплоть до наших дней, до нашего века - который, если и отрицает невидимые Существа в Пространстве, тем не менее, никогда не будет настолько безумным, чтобы отрицать известного рода Пленум, - Насыщенность Вселенной являлась принятым верованием. Будем надеяться.

Ну а пока, старые, освященные временем заблуждения - те, которые с каждым днем становятся все более бросающимися в глаза и самоочевидными, - стоят выстроенные в боевом порядке сейчас как и тогда. Руководимые слепым консерватизмом, самомнением и предрассудками, они постоянно на дозоре, готовые удушить каждую истину, которая просыпаясь после ее многовекового сна, стучится к допущению. Таково было положение вещей с самого времени, когда Человек стал животным. И это приносит в каждом случае моральную смерть выявившим на свет эти старые старые истины также верно, как и то, что это дает жизнь и возрождение тем, кто способен воспользоваться частями чистого Знания Оккультизма.

Hosted by uCoz